- bash и генерирование файлов.
- Re: bash и генерирование файлов.
- Re: Re: bash и генерирование файлов.
- Re: Re: bash и генерирование файлов.
- Re: Re: Re: bash и генерирование файлов.
- Re: Re: Re: Re: bash и генерирование файлов.
- Работа с файлами и каталогами в командной оболочке Bash
- Работа с файлами и каталогами
- Команды для каталогов
- Список основных команд
- Команды для файлов
- Список основных команд
- Перенаправление данных
- Генерация имён файлов в Bash
- Bash-скрипты: начало
- Как устроены bash-скрипты
- Установка разрешений для файла сценария
- Вывод сообщений
- Использование переменных
- Переменные среды
- Пользовательские переменные
- Подстановка команд
- Математические операции
- Управляющая конструкция if-then
- Управляющая конструкция if-then-else
- Сравнение чисел
- Сравнение строк
- Проверки файлов
- Итоги
bash и генерирование файлов.
задача такая, есть каталог, в нем с десяток файлов с разными расширениями,
надо из 10 сделать 1000 файлов.
делать надо так: брать файл, и создавать его копию, с таким же расширением, но другим именем, таким какого еще нет.
Есть ли в bash функции генерирующие случайную последовательность символов, причем символов могущих входить в имя файла? есть ли в bash способ выделить расширение файла из имени файла?
Re: bash и генерирование файлов.
head /dev/urandom | md5sum | head -c 10
Re: Re: bash и генерирование файлов.
>head /dev/urandom | md5sum | head -c 10 спасибо
>egrep -o [1-9a-zA-Z]\. бывает что точек несколько в имени файла, например некотрые файлы начинаются с точек.
Re: Re: bash и генерирование файлов.
в общем вся проблема свелась к выделения расширения >egrep -o [1-9a-zA-Z]\. конечно не работает, решил попробовать с sed, но в этих регулярных выражениях сам черт ногу сломит. всего то и надо чтобы взять и заментить текст вида [:alnum:] несколько раз потом точка на пустое место пробую после прочтения info sed sed s/[:alnum:]*\.//g нифига.
подскажите как это сделать? выделить расширение файла средствами bash?
Re: Re: Re: bash и генерирование файлов.
$
Описание смотри в мане, глава «Parameter Expansion».
Re: Re: Re: Re: bash и генерирование файлов.
cпасибо, помогло
вот что в итоге получилось
if [ $# -ne 1 ]; then
echo «Usaage: $0 directory» >&2
exit 1
fi
cd $1
n=`ls | wc -l`
while [ $n -le 1000 ]; do
for i in `ls`; do
ext=`echo $`
base=`head /dev/urandom | md5sum | head -c 10`
cp -f $i $base.$ext
done
n=`ls | wc -l`
done
проблема в том что он не реагирует на увличение n.
ctrl+c правда работает.
не подскажите в чем проблема?
Источник
Работа с файлами и каталогами в командной оболочке Bash
Содержание:
Bash (Bourne Again Shell) — это командная оболочка, использующаяся в таких UNIX-системах, как Linux или MacOS. Она позволяет управлять компонентами ОС с помощью определённых запросов, которые вводятся в консоль или берутся из скрипта.
Как новичкам, так и опытным пользователям будет полезно узнать или вспомнить основные команды Bash для управления такими важными аспектами системы, как файлы и каталоги. Этот вопрос будет разобран на примере ОС Linux.
Работа с файлами и каталогами
Работа с файлами и каталогами в Linux через Bash осуществляется с учетом иерархического принципа их классификации. Иерархическая структура файловой системы Linux напоминает «дерево». Существует корневой каталог, который является начальным для всей ОС, а в нём, соответственно, масса других подкаталогов.
Такой же принцип используется для командной строки. Файлы и каталоги берут начало из корневого узла « / », который является начальной точкой для всех элементов.
Ниже представлен стандартный перечень подкаталогов, встречающийся в большинстве UNIX-систем.
Каталог | Содержимое |
/bin | Бинарные версии файлов (в том числе для командной оболочки). |
/dev | Псевдофайлы, представляющие собой аппаратные средства, подключённые к устройству. |
/etc | Большая часть конфигурационных файлов. |
/lib | Библиотеки для системных приложений. |
/opt | Необязательные компоненты системы или приложения. |
/tmp | Временные файлы. |
/usr | Пользовательские компоненты. |
/var | Файлы приложений (в том числе системные журналы, кэши и т. д.). |
Команды для каталогов
Существуют конкретные команды, предназначенные для работы с каталогами. Далее будут приведены самые важные из них.
Список основных команд
- pwd — вывод полного пути к текущему каталогу.
- cd — переход с текущего каталога на домашний пользовательский.
- cd dirname — перейти в папку «dirname».
- cd / — переход по директориям относительно корневого каталога.
- ls — просмотреть список файлов в каталоге.
- ls -d */ — просмотреть список папок в текущем каталоге.
- ls dirname — вывод содержимого каталога «dirname» на экран.
- mkdir dirname — создать папку с наименованием «dirname».
- rmdir dirname — удалить папку «dirname».
- rm -rf dirname — удалить папку «dirname» с её содержимым (опция -r) без предупреждения пользователя (опция -f).
- du -h dirname — размер папки «dirname».
Помимо этого, существуют полезные сокращения. Например, текущая директория обозначается с помощью « . ». Знак « .. » позволяет задействовать родительский каталог. Для представления домашней директории используется «
Пример использования сокращений:
Команды для файлов
Далее приведены основные команды для осуществления взаимодействия с файлами. Начинающим полезно опробовать каждую из них, чтобы лучше понять принцип работы утилит.
Список основных команд
- touchfile — создать файл.
- realpath file — узнать абсолютный путь к файлу.
- stat file1 — получение информации о «file1» (размер файла, дата создания файла и т. д.) и проверка существования файла.
- cat > file — запись в файл.
- catfile — чтение файла.
- echo текст >> file — дописать в файл текст.
- find file — поиск файла.
- mcedit file — редактирование файла (также можно использовать редакторы Nano, Vim и другие).
- cat file1 file2 > file12 — объединение файлов.
- sh filename — запустить файл со сценарием Bash.
- ./filename — запустить исполняемый файл.
- cp file1 file2 — копировать файл «file1» с переименованием на «file2». Произойдёт замена файлов, если элемент с таким же названием существует.
- mv file1 file2 — переименовать файл «file1» в «file2».
- mv filename dirname — переместить файл «filename» в каталог «dirname».
- less filename — открыть файл в окне терминала.
- file filename — определение типа файла.
- head filename — вывод нескольких начальных строк из файла на экран (построчное чтение файла). По умолчанию строк 10.
- tail filename — вывод нескольких конечных строк из файла на экран.
- diff file1 file2 — сравнение файлов.
- grep text filename — поиск и вывод строк из файла, содержащих «text».
- rm filename — удалить файл.
Подробную информацию об утилитах можно получить, воспользовавшись справочной службой: « man ».
Пример получения справки по работе с программой rm: « man rm ».
Перенаправление данных
Перенаправление ввода-вывода в файл осуществляется с помощью специальных знаков. Для вывода используются « > » и « >> », а для ввода — « ».
Пример вывода « ls » в файл, а не на экран:
Новый файл создаётся автоматически. В случае существования элемента с таким же наименованием, произойдёт перезапись. Чтобы этого избежать, необходимо использовать « >> ». Тогда данные будут дописываться в документ.
Пример ввода, при котором информация выносится из файла с помощью команды « sort »:
Генерация имён файлов в Bash
Иногда пользователю приходится работать с несколькими файлами одновременно, например, при выполнении переноса документов в другой каталог. Это станет проблемой, если элементов десятки или сотни и среди них нужно отобрать определённые.
Для решения поставленной задачи можно попробовать использование шаблонного выражения, позволяющего Bash определить необходимые элементы, ориентируясь по наименованию. Этот способ упрощает управление группой файлов путём применения короткой формулировки в команде.
Итак, теперь остаётся разобраться с вопросом составления шаблонов. Сейчас будут приведены основные конструкции для осуществления генерации имён. Чаще всего для отбора файлов применяется символ: « * ». В случае использования этого знака в чистом виде, Bash выберет все элементы в каталоге без исключений.
Для примера, чтобы из этого каталога отобрать файлы: file1, file2, file3, следует воспользоваться шаблоном:
Символ звёздочки позволяет командному интерпретатору выделить все файлы, начинающиеся с «file». При этом последующая часть наименования будет проигнорирована.
Знак « * » можно использовать также в начале или с обеих сторон шаблона.
Кроме того, сгенерировать имена можно, взяв за основу расширение файла. Например:
Начни экономить на хостинге сейчас — 14 дней бесплатно!
Источник
Bash-скрипты: начало
Сегодня поговорим о bash-скриптах. Это — сценарии командной строки, написанные для оболочки bash. Существуют и другие оболочки, например — zsh, tcsh, ksh, но мы сосредоточимся на bash. Этот материал предназначен для всех желающих, единственное условие — умение работать в командной строке Linux.
Сценарии командной строки — это наборы тех же самых команд, которые можно вводить с клавиатуры, собранные в файлы и объединённые некоей общей целью. При этом результаты работы команд могут представлять либо самостоятельную ценность, либо служить входными данными для других команд. Сценарии — это мощный способ автоматизации часто выполняемых действий.
Итак, если говорить о командной строке, она позволяет выполнить несколько команд за один раз, введя их через точку с запятой:
На самом деле, если вы опробовали это в своём терминале, ваш первый bash-скрипт, в котором задействованы две команды, уже написан. Работает он так. Сначала команда pwd выводит на экран сведения о текущей рабочей директории, потом команда whoami показывает данные о пользователе, под которым вы вошли в систему.
Используя подобный подход, вы можете совмещать сколько угодно команд в одной строке, ограничение — лишь в максимальном количестве аргументов, которое можно передать программе. Определить это ограничение можно с помощью такой команды:
Командная строка — отличный инструмент, но команды в неё приходится вводить каждый раз, когда в них возникает необходимость. Что если записать набор команд в файл и просто вызывать этот файл для их выполнения? Собственно говоря, тот файл, о котором мы говорим, и называется сценарием командной строки.
Как устроены bash-скрипты
Создайте пустой файл с использованием команды touch . В его первой строке нужно указать, какую именно оболочку мы собираемся использовать. Нас интересует bash , поэтому первая строка файла будет такой:
В других строках этого файла символ решётки используется для обозначения комментариев, которые оболочка не обрабатывает. Однако, первая строка — это особый случай, здесь решётка, за которой следует восклицательный знак (эту последовательность называют шебанг) и путь к bash , указывают системе на то, что сценарий создан именно для bash .
Команды оболочки отделяются знаком перевода строки, комментарии выделяют знаком решётки. Вот как это выглядит:
Тут, так же, как и в командной строке, можно записывать команды в одной строке, разделяя точкой с запятой. Однако, если писать команды на разных строках, файл легче читать. В любом случае оболочка их обработает.
Установка разрешений для файла сценария
Сохраните файл, дав ему имя myscript , и работа по созданию bash-скрипта почти закончена. Сейчас осталось лишь сделать этот файл исполняемым, иначе, попытавшись его запустить, вы столкнётесь с ошибкой Permission denied .
Попытка запуска файла сценария с неправильно настроенными разрешениями
Сделаем файл исполняемым:
Теперь попытаемся его выполнить:
После настройки разрешений всё работает как надо.
Успешный запуск bash-скрипта
Вывод сообщений
Для вывода текста в консоль Linux применяется команда echo . Воспользуемся знанием этого факта и отредактируем наш скрипт, добавив пояснения к данным, которые выводят уже имеющиеся в нём команды:
Вот что получится после запуска обновлённого скрипта.
Вывод сообщений из скрипта
Теперь мы можем выводить поясняющие надписи, используя команду echo . Если вы не знаете, как отредактировать файл, пользуясь средствами Linux, или раньше не встречались с командой echo , взгляните на этот материал.
Использование переменных
Переменные позволяют хранить в файле сценария информацию, например — результаты работы команд для использования их другими командами.
Нет ничего плохого в исполнении отдельных команд без хранения результатов их работы, но возможности такого подхода весьма ограничены.
Существуют два типа переменных, которые можно использовать в bash-скриптах:
- Переменные среды
- Пользовательские переменные
Переменные среды
Иногда в командах оболочки нужно работать с некими системными данными. Вот, например, как вывести домашнюю директорию текущего пользователя:
Обратите внимание на то, что мы можем использовать системную переменную $HOME в двойных кавычках, это не помешает системе её распознать. Вот что получится, если выполнить вышеприведённый сценарий.
Использование переменной среды в сценарии
А что если надо вывести на экран значок доллара? Попробуем так:
Система обнаружит знак доллара в строке, ограниченной кавычками, и решит, что мы сослались на переменную. Скрипт попытается вывести на экран значение неопределённой переменной $1 . Это не то, что нам нужно. Что делать?
В подобной ситуации поможет использование управляющего символа, обратной косой черты, перед знаком доллара:
Теперь сценарий выведет именно то, что ожидается.
Использование управляющей последовательности для вывода знака доллара
Пользовательские переменные
В дополнение к переменным среды, bash-скрипты позволяют задавать и использовать в сценарии собственные переменные. Подобные переменные хранят значение до тех пор, пока не завершится выполнение сценария.
Как и в случае с системными переменными, к пользовательским переменным можно обращаться, используя знак доллара:
Вот что получится после запуска такого сценария.
Пользовательские переменные в сценарии
Подстановка команд
Одна из самых полезных возможностей bash-скриптов — это возможность извлекать информацию из вывода команд и назначать её переменным, что позволяет использовать эту информацию где угодно в файле сценария.
Сделать это можно двумя способами.
- С помощью значка обратного апострофа «`»
- С помощью конструкции $()
Используя первый подход, проследите за тем, чтобы вместо обратного апострофа не ввести одиночную кавычку. Команду нужно заключить в два таких значка:
При втором подходе то же самое записывают так:
А скрипт, в итоге, может выглядеть так:
В ходе его работы вывод команды pwd будет сохранён в переменной mydir , содержимое которой, с помощью команды echo , попадёт в консоль.
Скрипт, сохраняющий результаты работы команды в переменной
Математические операции
Для выполнения математических операций в файле скрипта можно использовать конструкцию вида $((a+b)) :
Математические операции в сценарии
Управляющая конструкция if-then
В некоторых сценариях требуется управлять потоком исполнения команд. Например, если некое значение больше пяти, нужно выполнить одно действие, в противном случае — другое. Подобное применимо в очень многих ситуациях, и здесь нам поможет управляющая конструкция if-then . В наиболее простом виде она выглядит так:
А вот рабочий пример:
В данном случае, если выполнение команды pwd завершится успешно, в консоль будет выведен текст «it works».
Воспользуемся имеющимися у нас знаниями и напишем более сложный сценарий. Скажем, надо найти некоего пользователя в /etc/passwd , и если найти его удалось, сообщить о том, что он существует.
Вот что получается после запуска этого скрипта.
Здесь мы воспользовались командой grep для поиска пользователя в файле /etc/passwd . Если команда grep вам незнакома, её описание можно найти здесь.
В этом примере, если пользователь найден, скрипт выведет соответствующее сообщение. А если найти пользователя не удалось? В данном случае скрипт просто завершит выполнение, ничего нам не сообщив. Хотелось бы, чтобы он сказал нам и об этом, поэтому усовершенствуем код.
Управляющая конструкция if-then-else
Для того, чтобы программа смогла сообщить и о результатах успешного поиска, и о неудаче, воспользуемся конструкцией if-then-else . Вот как она устроена:
Если первая команда возвратит ноль, что означает её успешное выполнение, условие окажется истинным и выполнение не пойдёт по ветке else . В противном случае, если будет возвращено что-то, отличающееся от нуля, что будет означать неудачу, или ложный результат, будут выполнены команды, расположенные после else .
Напишем такой скрипт:
Его исполнение пошло по ветке else .
Запуск скрипта с конструкцией if-then-else
Ну что же, продолжаем двигаться дальше и зададимся вопросом о более сложных условиях. Что если надо проверить не одно условие, а несколько? Например, если нужный пользователь найден, надо вывести одно сообщение, если выполняется ещё какое-то условие — ещё одно сообщение, и так далее. В подобной ситуации нам помогут вложенные условия. Выглядит это так:
Если первая команда вернёт ноль, что говорит о её успешном выполнении, выполнятся команды в первом блоке then , иначе, если первое условие окажется ложным, и если вторая команда вернёт ноль, выполнится второй блок кода.
В подобном скрипте можно, например, создавать нового пользователя с помощью команды useradd , если поиск не дал результатов, или делать ещё что-нибудь полезное.
Сравнение чисел
В скриптах можно сравнивать числовые значения. Ниже приведён список соответствующих команд.
n1 -eq n2 Возвращает истинное значение, если n1 равно n2 .
n1 -ge n2 Возвращает истинное значение, если n1 больше или равно n2 .
n1 -gt n2 Возвращает истинное значение, если n1 больше n2 .
n1 -le n2 Возвращает истинное значение, если n1 меньше или равно n2 .
n1 -lt n2 Возвращает истинное значение, если n1 меньше n2 .
n1 -ne n2 Возвращает истинное значение, если n1 не равно n2 .
В качестве примера опробуем один из операторов сравнения. Обратите внимание на то, что выражение заключено в квадратные скобки.
Вот что выведет эта команда.
Сравнение чисел в скриптах
Значение переменной val1 больше чем 5, в итоге выполняется ветвь then оператора сравнения и в консоль выводится соответствующее сообщение.
Сравнение строк
В сценариях можно сравнивать и строковые значения. Операторы сравнения выглядят довольно просто, однако у операций сравнения строк есть определённые особенности, которых мы коснёмся ниже. Вот список операторов.
str1 = str2 Проверяет строки на равенство, возвращает истину, если строки идентичны.
s tr1 != str2 Возвращает истину, если строки не идентичны.
str1 Возвращает истину, если str1 меньше, чем str2 .
str1 > str2 Возвращает истину, если str1 больше, чем str2 .
-n str1 Возвращает истину, если длина str1 больше нуля.
-z str1 Возвращает истину, если длина str1 равна нулю.
Вот пример сравнения строк в сценарии:
В результате выполнения скрипта получим следующее.
Сравнение строк в скриптах
Вот одна особенность сравнения строк, о которой стоит упомянуть. А именно, операторы «>» и « » как команду перенаправления вывода.
Вот как работа с этими операторами выглядит в коде:
Вот результаты работы скрипта.
Сравнение строк, выведенное предупреждение
Обратите внимание на то, что скрипт, хотя и выполняется, выдаёт предупреждение:
Для того, чтобы избавиться от этого предупреждения, заключим $val2 в двойные кавычки:
Теперь всё работает как надо.
Ещё одна особенность операторов «>» и « myfile , после чего выполним в терминале такую команду:
Она отсортирует строки из файла так:
Команда sort , по умолчанию, сортирует строки по возрастанию, то есть строчная буква в нашем примере меньше прописной. Теперь подготовим скрипт, который будет сравнивать те же строки:
Если его запустить, окажется, что всё наоборот — строчная буква теперь больше прописной.
Команда sort и сравнение строк в файле сценария
В командах сравнения прописные буквы меньше строчных. Сравнение строк здесь выполняется путём сравнения ASCII-кодов символов, порядок сортировки, таким образом, зависит от кодов символов.
Команда sort , в свою очередь, использует порядок сортировки, заданный в настройках системного языка.
Проверки файлов
Пожалуй, нижеприведённые команды используются в bash-скриптах чаще всего. Они позволяют проверять различные условия, касающиеся файлов. Вот список этих команд.
-d file Проверяет, существует ли файл, и является ли он директорией.
-e file Проверяет, существует ли файл.
-f file Проверяет, существует ли файл, и является ли он файлом.
-r file Проверяет, существует ли файл, и доступен ли он для чтения.
-s file П роверяет, существует ли файл, и не является ли он пустым.
-w file Проверяет, существует ли файл, и доступен ли он для записи.
-x file Проверяет, существует ли файл, и является ли он исполняемым.
file1 -nt file2 Проверяет, новее ли file1 , чем file2 .
file1 -ot file2 Проверяет, старше ли file1 , чем file2 .
-O file Проверяет, существует ли файл, и является ли его владельцем текущий пользователь.
-G file Проверяет, существует ли файл, и соответствует ли его идентификатор группы идентификатору группы текущего пользователя.
Эти команды, как впрочем, и многие другие рассмотренные сегодня, несложно запомнить. Их имена, являясь сокращениями от различных слов, прямо указывают на выполняемые ими проверки.
Опробуем одну из команд на практике:
Этот скрипт, для существующей директории, выведет её содержимое.
Вывод содержимого директории
Полагаем, с остальными командами вы сможете поэкспериментировать самостоятельно, все они применяются по тому же принципу.
Итоги
Сегодня мы рассказали о том, как приступить к написанию bash-скриптов и рассмотрели некоторые базовые вещи. На самом деле, тема bash-программирования огромна. Эта статья является переводом первой части большой серии из 11 материалов. Если вы хотите продолжения прямо сейчас — вот список оригиналов этих материалов. Для удобства сюда включён и тот, перевод которого вы только что прочли.
- Bash Script Step By Step — здесь речь идёт о том, как начать создание bash-скриптов, рассмотрено использование переменных, описаны условные конструкции, вычисления, сравнения чисел, строк, выяснение сведений о файлах.
Bash Scripting Part 2, Bash the awesome — тут раскрываются особенности работы с циклами for и while.
Bash Scripting Part 3, Parameters & options — этот материал посвящён параметрам командной строки и ключам, которые можно передавать скриптам, работе с данными, которые вводит пользователь, и которые можно читать из файлов.
Bash Scripting Part 4, Input & Output — здесь речь идёт о дескрипторах файлов и о работе с ними, о потоках ввода, вывода, ошибок, о перенаправлении вывода.
Bash Scripting Part 5, Sighals & Jobs — этот материал посвящён сигналам Linux, их обработке в скриптах, запуску сценариев по расписанию.
Bash Scripting Part 6, Functions — тут можно узнать о создании и использовании функций в скриптах, о разработке библиотек.
Bash Scripting Part 7, Using sed — эта статья посвящена работе с потоковым текстовым редактором sed.
Bash Scripting Part 8, Using awk — данный материал посвящён программированию на языке обработки данных awk.
Bash Scripting Part 9, Regular Expressions — тут можно почитать об использовании регулярных выражений в bash-скриптах.
Bash Scripting Part 10, Practical Examples — здесь приведены приёмы работы с сообщениями, которые можно отправлять пользователям, а так же методика мониторинга диска.
Полагаем, одно из ценных свойств этой серии статей заключается в том, что она, начинаясь с самого простого, подходящего для пользователей любого уровня, постепенно ведёт к довольно серьёзным темам, давая шанс всем желающим продвинуться в деле создания сценариев командной строки Linux.
Уважаемые читатели! Просим гуру bash-программирования рассказать о том, как они добрались до вершин мастерства, поделиться секретами, а от тех, кто только что написал свой первый скрипт, ждём впечатлений.
Источник