- Вся история Linux. Часть I: с чего все началось
- Эпоха «свободного рынка»
- Приход коммерции и рождение Unix
- Назад — к истокам свободного ПО
- Рождение Linux и первых дистрибутивов
- Записки IT специалиста
- Linux — начинающим. Часть 1. Первое знакомство
- Итак, вы решили стать Linux администратором.
- Ядро и драйвера
- Файловая система
- Всё есть файл
- Потоки и конвейер
- Буквы большие, буквы маленькие
- Расширения и типы файлов
- Стесняюсь спросить.
- Заключение
- Дополнительные материалы:
Вся история Linux. Часть I: с чего все началось
В этом году ядру Linux исполняется 27 лет. ОС на его базе используют многие корпорации, государственные, исследовательские учреждения и дата-центры по всему миру.
За более чем четверть века вышло немало статей (в том числе и на Хабре), рассказывающих о разных отрезках истории Linux. В этой серии материалов мы решили выделить наиболее значимые и интересные факты, связанные с этой операционной системой.
Начнем с разработок, которые предшествовали Linux, и истории появления первой версии ядра.
Эпоха «свободного рынка»
Появление Linux считается одним из важнейших событий в истории открытого ПО. Рождение этой операционной системы во многом обязано идеям и инструментам, которые формировались и «зрели» десятилетиями в среде разработчиков. Поэтому для начала обратимся к истокам «опенсорсного движения».
На заре 50-х большая часть программного обеспечения в США создавалась сотрудниками университетов и лабораторий и распространялась без каких-либо ограничений. Это делалось с целью упрощения обмена знаниями в научной среде. Первым опенсорсным решением того периода считается система A-2, написанная для ЭВМ UNIVAC Remington Rand в 1953 году.
В те же годы сформировалась первая группа разработчиков свободного ПО — SHARE. Они работали по модели «совместного однорангового производства». Результатом труда этой группы ближе к концу 50-х стала одноименная ОС.
Эта система (и другие продукты SHARE) пользовалась популярностью у производителей компьютерного оборудования. Благодаря политике открытости они могли предложить клиентам не только аппаратное, но и программное обеспечение без дополнительных затрат.
Приход коммерции и рождение Unix
В 1959 году компания Applied Data Research (ADR) получила заказ от организации RCA — написать программу для автозаполнения блок-схем. Разработчики выполнили работу, но не сошлись с RCA в цене. Чтобы не «выбрасывать» готовый продукт, в ADR переделали решение для платформы IBM 1401 и начали самостоятельно его реализовывать. Однако продажи шли не очень хорошо, так как многие пользователи ждали бесплатную альтернативу решению ADR, которую планировали в IBM.
В ADR не могли допустить выпуск бесплатного продукта с аналогичной функциональностью. Поэтому разработчик Мартин Гетц (Martin Goetz) из ADR подал патент на программу и в 1968 году первым в истории США получил его. С этого момента принято отсчитывать эпоху коммерциализации в индустрии разработки — из «бонуса» к оборудованию ПО превратилось в самостоятельный продукт.
Приблизительно в то же время небольшая команда программистов из Bell Labs начала работу над операционной системой для мини-компьютера PDP-7 — Unix. Unix создавали в качестве альтернативы другой ОС — Multics.
Последняя была слишком сложной и работала только на платформах GE-600 и Honeywell 6000. Переписанная на языке СИ Unix должна была стать портативной и более простой в использовании (во многом благодаря иерархической файловой системе с единым корневым каталогом).
В 50-х холдинг AT&T, в состав которого на тот момент входила Bell Labs, подписал соглашение с правительством США, запрещающее корпорации продавать программное обеспечение. По этой причине первые пользователи Unix — научные организации — получали исходный код ОС бесплатно.
AT&T отдалилась от концепции свободного распространения ПО в начале 80-х. В результате вынужденного разделения корпорации на несколько компаний запрет на продажу ПО перестал действовать, и холдинг прекратил бесплатное распространение Unix. Разработчикам грозили исками за несанкционированный обмен исходным кодом. Угрозы не были беспочвенными — с 1980 года компьютерные программы стали объектом авторского права в США.
Не всех разработчиков устраивали условия, которые диктовали в AT&T. Поисками альтернативного решения занялась группа энтузиастов из Калифорнийского университета в Беркли. В 70-х учебное заведение получило лицензию от AT&T, и энтузиасты начали создавать на его основе новый дистрибутив, который впоследствии стал Unix Berkeley Software Distribution, или BSD.
Открытая Unix-подобная система возымела успех, на что сразу обратили внимание в AT&T. Компания подала в суд, и авторам BSD пришлось удалить и заменить весь задействованный исходный код Unix. Это немного замедлило распространение Berkeley Software Distribution в те годы. Последняя версия системы вышла в 1994 году, но сам факт появления свободной и открытой ОС стал важной вехой в истории опенсорсных проектов.
/ Flickr / Christopher Michel / CC BY / Фото обрезано
Назад — к истокам свободного ПО
В конце 70-х сотрудники Массачусетского технологического института написали драйвер для принтера, установленного в одной из аудиторий. Когда бумага застревала и создавалась очередь из заданий на печать, пользователи получали уведомление с просьбой устранить проблему. Позже в отделе появился новый принтер, для которого сотрудники захотели добавить такую функцию. Но для этого нужен был исходный код первого драйвера. Штатный программист Ричард Мэттью Столлман (Richard M. Stallman) запросил его у коллег, но получил отказ — выяснилось, что это конфиденциальная информация.
Этот незначительный эпизод, возможно, стал одним из судьбоносных в истории свободного ПО. Столлман негодовал из-за сложившегося положения вещей. Его не устраивали ограничения, накладываемые на обмен исходным кодом в ИТ-среде. Поэтому Столлман решил создать открытую операционную систему и позволить энтузиастам свободно вносить в нее изменения.
В сентябре 1983 года он объявил о создании проекта GNU — GNU’s Not UNIX («GNU не Unix»). В его основе лежал манифест, который послужил и базисом для лицензии на свободное программное обеспечение — GNU General Public License (GPL). Этот шаг стал началом активного движения за открытое ПО.
Несколько лет спустя профессор Амстердамского свободного университета Эндрю Таненбаум (Andrew S. Tanenbaum) в качестве учебного пособия разработал Unix-подобную систему Minix. Он хотел сделать ее максимально доступной для студентов. Издатель его книги, к которой прилагалась ОС, настаивал хотя бы на номинальной плате за работу с системой. Эндрю и издатель пришли к компромиссу по цене лицензии в $69. В начале 90-х Minix завоевала популярность среди разработчиков. И ей было суждено стать основой для разработки Linux.
/ Flickr / Christopher Michel / CC BY
Рождение Linux и первых дистрибутивов
В 1991 году молодой программист из Хельсинкского университета Линус Торвальдс осваивал Minix. Его эксперименты с ОС переросли в работу над совершенно новым ядром. 25 августа Линус устроил открытый опрос группы пользователей Minix о том, что их не устраивает в этой ОС, и анонсировал разработку новой операционной системы. В августовском письме есть несколько важных тезисов о будущей ОС:
- система будет бесплатной;
- система будет похожа на Minix, но исходный код будет абсолютно другим;
- система не будет «большой и профессиональной, как GNU».
25 августа принято считать днем рождения Linux. Сам Линус ведет отсчет от другой даты — 17 сентября. Именно в этот день он загрузил первый релиз Linux (0.01) на FTP-сервер и отправил электронное письмо людям, проявившим интерес к его анонсу и опросу. В исходном коде первого релиза сохранилось слово «Freaks». Так Торвальдс планировал назвать свое ядро (комбинация слов «free», «freak» и Unix). Администратору FTP-сервера не понравилось название, и он переименовал проект в Linux.
Далее последовала череда обновлений. В октябре того же года была выпущена версия ядра 0.02, а в декабре — 0.11. Изначально Linux распространялся без лицензии GPL. Это означало, что разработчики могли пользоваться ядром, модифицировать его, но не имели права перепродавать результаты своих трудов. Начиная с февраля 1992 года, все коммерческие ограничения были сняты — с релизом версии 0.12 Торвальдс изменил лицензию на GNU GPL v2. Этот шаг Линус позже назвал одним из определяющих факторов успеха Linux.
Популярность Linux в среде разработчиков Minix росла. Некоторое время обсуждения велись в фиде comp.os.minix сети Usenet. В начале 92-го создатель Minix Эндрю Таненбаум запустил в сообществе спор об архитектуре ядер, заявив, что «Linux устарел». Причина, по его мнению, заключалась в монолитном ядре ОС, которое по ряду параметров уступает микроядру Minix. Еще одна претензия Таненбаума касалась «привязки» Linux к линейке процессоров x86, которая, по прогнозам профессора, должна была кануть в небытие в ближайшее время. В полемику вступил сам Линус и пользователи обеих ОС. В результате спора сообщество разделилось на два лагеря, а у приверженцев Linux появился свой фид — comp.os.linux.
Сообщество занималось расширением функциональности базовой версии — разрабатывались первые драйверы, файловая система. Самые ранние версии Linux умещались на двух дискетах и состояли из загрузочного диска с ядром и корневого диска, который устанавливал файловую систему и несколько базовых программ из инструментария GNU.
Постепенно сообщество начало разрабатывать первые дистрибутивы на базе Linux. Большинство ранних версий создавались энтузиастами, а не компаниями.
Первый дистрибутив — MCC Interim Linux — был создан на основе версии 0.12 в феврале 1992 года. Его автор — программист из Компьютерного центра университета Манчестера — назвал разработку «экспериментом» с целью устранить некоторые недостатки в процедуре установки ядра и добавить ряд функций.
Вскоре после этого число пользовательских дистрибутивов значительно возросло. Многие из них остались локальными проектами, «прожившими» не более пяти лет, например, Softlanding Linux System (SLS). Однако были и дистрибутивы, которым удалось не только «закрепиться» на рынке, но и во многом повлиять на дальнейшее развитие опенсорсных проектов. В 1993 году состоялся релиз двух дистрибутивов — Slackware и Debian, — которые дали старт серьезным переменам в индустрии свободного ПО.
Debian создал Иан Мердок (Ian Murdock) при поддержке Free Software Foundation Столлмана. Он задумывался как «изящная» альтернатива SLS. Debian поддерживается по сей день и является одной из самых популярных разработок на базе Linux. На его основе, в свою очередь, был создан ряд других важных для истории ядра дистрибутивов — например, Ubuntu.
Что касается Slackware, это — еще один ранний и успешный проект на базе Linux. Его первая версия вышла в 1993 году. По некоторым оценкам, через два года на долю Slackware приходилось уже около 80% установок Linux. И десятилетия спустя дистрибутив оставался популярным среди разработчиков.
В 1992-м в Германии была основана компания SUSE (аббревиатура от Software- und System-Entwicklung — разработка программного обеспечения и систем). Она первой начала выпускать продукты на базе Linux для бизнес-клиентов. Первым дистрибутивом, с которым стали работать SUSE, как раз был Slackware, адаптированный для немецкоязычных пользователей.
Именно с этого момента начинается эпоха коммерциализации в истории Linux, о которой мы поговорим в следующей статье.
Источник
Записки IT специалиста
Технический блог специалистов ООО»Интерфейс»
- Главная
- Linux — начинающим. Часть 1. Первое знакомство
Linux — начинающим. Часть 1. Первое знакомство
Как показывает читательский отклик, интерес к решениям на базе Linux весьма и весьма велик, в тоже время уровень подготовки администраторов в этой области оставляет желать лучшего. Свидетельство тому, бесконечно повторяющиеся простейшие вопросы в комментариях. Во многом, это следствие того, что наши инструкции можно выполнить «дословно» и получить работающий, результат. Но есть и обратная сторона медали, такой подход не предусматривает появлению системных знаний, оставляя знание предмета на фрагментарном уровне.
Да, кроме практических материалов, мы всегда стараемся публиковать обзоры, посвященные какой-либо технологии в целом, или делаем обширные теоретические отступления, для того, чтобы читатель имел необходимый минимум знаний. Однако все они подразумевают, что читатель обладает базовыми знаниями системы в которой работает.
А как быть с теми, кто только делает свои первые шаги? К сожалению, в IT-сообществе существует некоторый снобизм, мол, чего об этом говорить, это и так все знают, или «гугл в помощь», забывая, что каждый из нас когда-то был новичком и с мистическим ужасом смотрел в черный экран Linux-консоли, абсолютно не понимая, куда он попал и что ему делать.
В итоге новичок, столкнувшись с первыми трудностями, вынужден идти искать знания в другом месте и хорошо если такое место удастся быстро найти. Поэтому мы решили выпустить небольшой цикл материалов, в котором на доступном уровне изложить основы администрирования Linux систем, буквально объясняя на пальцах «общеизвестные вещи», опытные пользователи могут пропустить данный цикл, а могут и прочитать, заодно обновив свои знания.
Итак, вы решили стать Linux администратором.
Немного перефразируем Маяковского «я б в Linux-админы пошел, пусть меня научат», именно так дело в большинстве случаев и обстоит. Есть необходимость, есть желание, есть базовый набор знаний по работе с Windows системами — все это пригодится при работе с Linux системами. Гораздо хуже если какая-либо составляющая отсутствует, тогда, наверное, стоит задуматься о неправильном выборе профессии.
Сразу о том, что нужно раз и навсегда забыть. Это «религиозные войны» и «религиозный фанатизм». Одинаково плохо отрицать возможности Linuх-систем, как и превозносить их, стремясь перевести на Linux все что нужно и не нужно. Запомните — операционная система — это инструмент, хороший специалист берет для каждой задачи наиболее подходящий, фанатик будет забивать гвозди микроскопом, потому что взять в руки молоток ему «религия не позволяет».
Даже больше, сама по себе операционная система не имеет никакой ценности, это всего лищь среда для запуска и выполнения некоторых служб и сервисов. Без софта система мертва. Возьмем для примера клон BeOS — Haiku, ну поставили, ну посмотрели — прикольно. А дальше что?
Итак, вы решили стать. Прежде всего будьте готовы воспринимать новое, в частности новый подход к администрированию, постаравшись на время забыть о сложившихся привычках. На долгое время вашим основным инструментом станет консоль.
Для привыкшего к графическим инструментам Windows-администратора это может показаться сложным. Но следует твердо усвоить одну истину — консоль является единственным полноценным инструментом администрирования Linux и совсем не означает ограниченность в возможностях или неполноценность системы. Даже наоборот, командная строка позволяет выполнить многие задачи намного быстрее и проще, чем графические инструменты администрирования.
Но существуют же графические инструменты администрирования, скажет иной читатель, панели там разные, или можно же поставить графическую оболочку. Можно, но не нужно. Почему? Внимательно посмотрите на схему ниже:
Linux, создававшийся по образу и подобию UNIX-систем, является полноценной системой и без графической оболочки, более того мы можем запустить, закрыть или вообще сменить графическую оболочку без какого-либо влияния на работоспособность системы и даже без ее перезагрузки. Завершили сеанс Gnome, запустили KDE, а потом и вовсе вышли в консоль. Поэтому все инструменты управления системой разработаны для использования в режиме командной строки. А все панели и графические инструменты являются всего лишь надстройкой над ними.
Windows долгое время разрабатывался по принципиально иной технологии, графическая оболочка была поставлена в основу системы и долгое время даже выполнялась на уровне ядра (семейство Win 9x). Поэтому все инструменты администрирования были изначально графическими, а инструменты командной строки скорее их дополняли, чем заменяли. Любой, кто занимался восстановлением Windows, знает, что возможности инструментов командной строки там существенно ограничены и предназначены в первую очередь для восстановления системы, а не для ее администрирования.
Ситуация стала меняться с выходом PowerShell и Core-версий Windows Server. Несмотря на то, что сегодня графическая оболочка продолжает играть существенную роль в Windows-системах, администраторы получили в руки альтернативный инструмент — консоль PowerShell, которая позволяет полноценно администрировать Windows в режиме командной строки. При этом возможности PowerShell сразу завоевали популярность в среде специалистов, так как позволяют выполнять многие задачи быстрее и проще, чем графические инструменты.
А еще режим командной строки дает неограниченные возможности в создании собственных скриптов и сценариев, позволяющих выполнять сложные последовательности действий в автоматическом режиме или по расписанию.
После этого, как нам кажется, вы должны будете посмотреть на консоль Linux совсем с другой стороны. Что касается панелей и графических инструментов, то тут есть существенные отличия от Windows-систем. В Windows графические инструменты являются полноценной альтернативой PowerShell. В Linux графические инструменты являются надстройкой над консолью, по факту используя те-же самые инструменты, но через дополнительную прослойку. Поэтому мы категорически не рекомендуем использовать разного рода панели и иные графические инструменты, по крайней мере до тех пор, пока вы не освоите консоль. После этого вы уже сможете самостоятельно решить, нужна ли вам панель или вы способны сделать все проще и быстрее через консоль.
Увлечение панелями на раннем этапе знакомства с системой приводит к тому, что навыки администрирования системы будут подменены навыками работы с панелью, что черевато проблемами, когда панель по какой-либо причине окажется недоступной, а работать с системой надо. Это можно сравнить с тем, что человек учившийся вождению автомобиля с механической коробкой без проблем пересядет на автомат, а человек изначально умеющий ездить только на автомате вряд-ли сможет без дополнительного обучения поехать на машине с механикой.
Если вы еще не передумали становиться Linux-администратором, то поедем дальше и рассмотрим отличия в архитектуре системы.
Ядро и драйвера
Основу любой операционной системы составляет ядро. Существует несколько различных архитектур ядра, Linux, как и подавляющее большинство UNIX систем, использует монолитное ядро, Windows наоборот использует концепцию микроядра, хотя по-настоящему архитектура Windows микроядерной не является, принято считать, что Windows использует гибридное ядро.
Особенностью монолитного ядра является то, что все драйвера оборудования также являются частью ядра. Ранее, при изменении аппаратной части, ядро надо было пересобирать, сегодня монолитные ядра используют модульную схему, т.е. динамически позволяют загружать необходимые модули, отвечающие за тот или иной функционал. Т.е. добавив в систему новое устройство, мы должны динамически загрузить соответствующий модуль ядра, а если такого модуля нет, то работа с устройством окажется невозможной. В качестве решения мы можем собрать модуль самостоятельно, но при этом модуль будет скомпилирован под текущую версию ядра и при его смене модуль нужно будет перекомпилировать.
В микроядерной и гибридной архитектурах, драйвера, хоть могут и работать на уровне ядра, его частью не являются и от версии ядра не зависят. Поэтому мы можем без проблем обновлять ядро или использовать один и тот-же драйвер для всех версий систем с общей структурой ядра. Например, в Windows для всего семейства современных ОС, от Windows Vista до Windows 8.1, часто используется один и тот-же драйвер.
Это не значит, что Linux в этом плане хуже, иная архитектура предусматривает иные подходы. Практически это означает только одно — к выбору оборудования для серверов надо относиться более внимательно, стараясь чтобы все основные устройства поддерживались ядром вашего дистрибутива. Особенно это касается сетевых карт. Будет очень неприятно, если после каждого обновления ядра вам придется бегать в серверную, подключать к серверу монитор и клавиатуру и заново собирать модуль ядра.
По сути, такого понятия как драйвер, в Linux системах не существует. Оборудование либо поддерживается ядром, либо нет. Несомненный плюс монолитного ядра — оно самодостаточно. Если все оборудование поддерживается — поставил и забыл, самое время вспомнить ситуацию, когда под Windows нет драйвера сетевой карты и диск утерян.
Файловая система
Мы не будем касаться конкретных файловых систем, тут проблем возникнуть не должно, если администратор работал с Windows системами, то что такое файловая система и чем FAT отличается от NTFS он знает, поэтому разобраться в разнице между ext3, ext4 и, скажем, ReiserFS для него особого труда не составит. А поговорим о фундаментальных отличиях. В отличие от Windows, файловая система Linuх иерархична. Она начинается от корня, который обозначается знаком / (слеш), и имеет древовидную структуру. При этом абсолютно не имеет значения, что отдельные части файловой системы могут находиться на других разделах или вообще физических дисках.
Рассмотрим еще одну схему.
В Windows каждый раздел имеет собственную файловую систему и обозначающую его букву. Все пути к файлам и папкам начинаются с буквы, т.е. от корня раздела. Так если у нас на первом физическом диске, на втором логическом разделе была папка DATA, то путь к ней соответственно будет как D:\DATA, если мы захотим перенести ее на второй жесткий диск, то ее пусть изменится на E:\DATA. В ряде случаев это жутко неудобно, так как путь надо изменить во всех местах ее использования и даже существуют соответствующие утилиты.
В Linux подход кардинально иной. Самое время познакомиться с термином точка монтирования, который означает место файловой системы, куда подключается устройство хранения данных. Например, мы хотим вынести домашние каталоги пользователей на отдельный раздел, как на схеме выше, для этого нам нужно смонтировать второй логический раздел первого физического диска sda2 в /home. После чего перенести туда все пользовательские данные. Для системы и программ это произойдет абсолютно прозрачно, они как использовали абсолютный путь, скажем /home/andrey/data, так и будут его использовать. Добавили еще один диск и хотим вынести туда директорию /var? Нет проблем, останавливаем использующие каталог службы, монтируем sdb1 в /var и переносим данные, запускаем службы.
Всё есть файл
Еще один основополагающий принцип, который унаследован от UNIX-систем. В Linux всё есть файл: устройства, диски, сокеты и т.д., например, открыв /var/run мы увидим pid-файлы, соответствующие каждой запущенной службе в системе, а в /dev файлы каждого подключенного к системе устройства:
Что это дает? Не будем вдаваться в подробности, а разберем несколько простых примеров. Скажем, нужно создать образ оптического диска. В Windows нам понадобится для этого специализированное ПО, в Linuх все проще, CD-ROM — это блочное устройство, но в тоже время — это файл, файл блочного устройства. Берем соответствующий инструмент и копируем содержимое файла устройства в файл ISO образа:
Хотим заменить жесткий диск? Нет ничего проще, копируем содержимое одного файла блочного устройства в файл другого блочного устройства:
И не нужно никаких Partition Magic.
Другая ситуация, какое-либо ПО настоятельно ищет библиотеку lib-2-0-1.so, а у нас есть совместимая с ней, но более новая, lib-2-1-5.so, как быть? Создаем символическую ссылку на lib-2-1-5.so с именем lib-2-0-1.so и все будет работать. Потому что все есть файл и символическая ссылка тоже тип файла. А теперь попробуйте подсунуть Windows приложению lib-2-0-1.lnk вместо lib-2-1-5.dll.
Или нам нужно сохранить вывод какой-либо команды. Например, команда
выведет на экран сведения о сетевых адаптерах системы:
А теперь вспоминаем, что все есть файл, в том числе и устройство отображения (экран), поэтому просто перенаправим стандартный поток вывода вместо экрана в нужный нам файл:
После чего вывод команды будет сохранен в файл 123.txt в корневой директории пользователя:
Потоки и конвейер
В прошлом примере мы затронули стандартный поток вывода. В Linux существуют стандартные для всех процессов потоки ввода-вывода данных stdin, stdout и поток вывода ошибок stderr. Что это значит? Как минимум то, что процесс обмена данными между различными процессами стандартизован. Это позволяет создавать конвейеры, когда стандартный поток вывода одной команды передается стандартному потоку ввода другой. Например, мы хотим посмотреть список установленных пакетов в системе, в частности пакеты squid. Для этой цели есть команда:
Ээээ. Это что такое и как тут что-то понять? На экране быстро промелькнули сведения о всех установленных в системе пакетах и все что мы можем видеть, это «хвост» этого вывода:
Но ведь нам и не нужен весь вывод этой команды, нас интересуют исключительно пакеты squid. Поэтому направим вывод этой команды на ввод другой, которая уже отберет и покажет то, что нам нужно:
Вот это совсем другое дело!
Причем конвейер может быть сколь угодно длинным, результат работы одной команды можно передавать второй, от второй к третьей и т.д. Еще один пример из жизни. Вам надо получить все строки вашего конфигурационного файла squid, но без комментариев и пустых строк, чтобы, например, выложить на форуме или отправить другу. Можно конечно скопировать все, но вряд-ли кто-то захочет вам помогать, прокручивая полотно стандартного файла squid.conf, большая часть которого комментарии и примеры. Делаем проще:
И вот что у нас получилось:
Просто и понятно, все опции как на ладони. Это стало возможным в результате использования конвейера трех команд, первая вывела в поток содержимое файла, вторая отобрала все строки кроме комментариев, а третья удалила пустые, результат мы направили в файл.
Буквы большие, буквы маленькие
Linux, как и UNIX, является регистрозависимой системой. И это надо помнить! Потому что, в отличие от Windows, myfile.txt, Myfile.txt и myfile.TXT — это три разных файла. В целях совместимости с другими системами не стоит этим злоупотреблять и хранить файлы, имя которых отличается только регистром, а хорошим тоном считается использование в именах только строчных букв.
Расширения и типы файлов
В Windows системах тип файла определяется его расширением, если мы переименуем exe-файл в jpg, то он не запустится, и система будет пытаться обработать его как картинку. В Linux тип файла определяется по его содержимому и расширение используется исключительно для совместимости с другими системами или для удобства пользователя. Возможность исполнения файла обеспечивается установкой соответствующего атрибута. Так в Windows чтобы сделать скрипт исполняемым, надо было изменить расширение с txt на bat, в Linux для этого нужно сделать файл исполняемым. Непонимание этого момента приводит к ситуациям, когда начинающий администратор не понимает, почему его скрипт myscript.sh не выполняется. На самом деле расширение .sh нужно только для удобства, чтобы сразу было ясно, это скрипт Bash Shell, а чтобы он работал, ему надо поставить атрибут исполняемого, а называться он может как угодно, хоть myscript.pupkin-vasya.
Стесняюсь спросить.
Позвольте, скажет иной читатель, это ведь сколько всего надо помнить: синтаксис команд, ключи, опции и т.д., и т.п. Тут нужно справочник покупать или всегда интернет под рукой держать. Вовсе нет, достаточно помнить названия команд, это как раз несложно, по сложившимся в UNIX традициям, командам дают короткие и удобные имена. А все остальное можно спросить у системы. Вопреки распространенному мнению, Linux системы прекрасно документированы. Посмотреть синтаксис и ключи любой команды можно запустив ее с ключом —help, а так как описания обычно не помещаются на один экран, то следует перенаправить вывод справки утилите more, которая выведет информацию поэкранно. Допустим, нас интересует команда grep:
Более подробную информацию можно получить с помощью команды man:
К сожалению, информация на английском, но знание технического английского, хотя бы на уровне «читаю со словарем» необходимое требование к системному администратору. Вам ничего не напоминает последний скриншот? Правильно, OpenNET.
Нисколько не умаляя значение этого ресурса, можно сказать, что взяв на вооружение команду man и базовые познания в английском, OpenNET вы будете посещать гораздо реже.
Заключение
Надеемся, что после прочтения данной статьи начинающие администраторы будут лучше себе представлять устройство Linux-систем и их принципиальные отличия от привычного им Windows. Это позволит в дальнейшем правильно интерпретировать получаемую информацию и складывать из нее целостную картину функционирования системы, которая перестанет быть «черным ящиком», а команды «китайской грамотой».
Также хотим обратить внимание, что в наших примерах мы использовали только стандартные инструменты, что еще раз показывает все богатство инструментов администрирования, несмотря на то, что они работают только в командной строке. Вернемся к последнему примеру — выводу конфига squid, а теперь подумайте, каким образом это можно было бы сделать при помощи графических инструментов и сколько времени бы это заняло?
Не нужно бояться командной строки, Linux предоставляет в руки администратора очень мощный набор инструментов, который позволяет успешно решать все возникающие задачи без привлечения сторонних средств. Когда вы освоите хоть часть этих возможностей, то Linuх перестанет казаться вам сложным, а консоль мрачной, наоборот, даже располагая графической оболочкой вы будете запускать терминал, окунаясь в привычную и понятную среду, понимая, что системой управляете именно вы и делаете именно то, что хотите, а не что, что задумали разработчики очередной панели.
Дополнительные материалы:
Помогла статья? Поддержи автора и новые статьи будут выходить чаще:
Или подпишись на наш Телеграм-канал:
Источник