- Applescript: язык автоматизации для macOS
- Диалоги с пользователем
- Диалоги с софтом
- Командная строка
- Автоматизация задач на Mac с помощью AppleScript и Терминала
- Просмотр словаря AppleScript для Терминала
- Запуск скриптов AppleScript с помощью Терминала
- Консоль для маководов: Beyond the GUI
- Лирическое отступление
- Начнём работу
- Продолжаем знакомство с консолью. Команда open
- Пара слов о бандлах
- Скрипт?
- Скрипты AppleScript
- Кратко о других полезных командах Mac OS X
- Что-то типа заключения
Applescript: язык автоматизации для macOS
AppleScript — скриптовый язык, который используется для управления системой, приложениями и файлами в Mac OS X. Наиболее общий принцип применения следующий: открыть приложение и передать ему набор инструкций для выполнения. Причем это не обязательно приложения из стандартного комплекта поставки операционки, многие сторонние приложения также предоставляют API для обращения к ним через AppleScript.
Для редактирования и запуска скриптов есть небольшой редактор, который находится в Application > Utilites > AppleScript Edtior. Редактор довольно минималистичный и не имеет богатых возможностей, но для написания небольших скриптов его обычно оказывается вполне достаточно. Условно его можно разделить на две части: в первой пишется непосредственно сам код, а в нижней части, показывается результат выполнения твоих трудов. Если вдруг возникнет необходимость сделать более или менее серьезный проект, то удобнее будет воспользоваться какой-нибудь сторонней разработкой, например Script Debugger.
Applescript имеет очень простой синтаксис, который был максимально приближен к обычному английскому языку, давай быстро пробежимся по основным операторам, чтобы понимать, как нам выполнять самые базовые вещи.
Чтобы задать переменную нужно воспользоваться оператором set. Делается это так:
Имя переменной не должно совпадать с зарезервированными словами (beep, say и т.д.), а также нельзя начинать имя переменной с цифры.
Условия задаются при помощи оператора if, как и в других языках:
Оператор say произносит переданный ему текст. Вместо «is» можно писать привычный знак равенства.
Задать цикл можно оператором repeat. В самом простом случае достаточно написать:
Этот цикл 2 раза воспроизведет стандартный системный звук. Если нужны итерационные циклы, то их можно задать используя until или while, например:
Арифметический цикл можно задать при помощи with таким образом:
Я думаю, понятно, что этот код будет произносить числа от 1 до 20 с шагом 2. Сейчас я быстро прошелся по основным «школьным» азам, чтобы было понятно что это за язык и с чем его едят. Как видишь, разработчики старались делать его таким, чтобы пользователи с разным уровнем подготовки могли «говорить» с компьютером практически человеческим языком. Я не буду подробно останавливаться на всех особенностях синтаксиса, если возникнут вопросы, ты всегда сможешь найти ответы в документации на сайте Apple.
Диалоги с пользователем
AppleScript не был бы так интересен, если бы не возможность легко создавать различные диалоговые окна, что дает нам возможность сделать наши скрипты более user-friendly.
Давай начнем с вызова стандартного системного диалога выбора файла. Делается это при помощи команды choose file.
В данном примере, будет вызван диалог выбора файла в котором включена фильтрация по типу (pdf или mobi) и разрешен выбор нескольких файлов. Если ты выполнишь этот код, то заметишь, что путь к файлу запишется, как alias:
Такой формат понимают стандартные приложения в Mac OS, но часто требуется использовать привычный нам POSIX-вид, делается это легко:
В переменную posixFilePath путь запишется в виде: /Users/UserName/file.pdf.
Аналогичным способом выбирается папка при помощи choose folder. Чтобы показать свое, кастомное сообщение пользователю, нужно воспользоваться командой:
Если не было передано никаких параметров, то будет выведен стандартный диалог с кнопками «ОК» и «Cancel». Тут стоит отметить, что после вывода диалога скрипт приостановит выполнение, и продолжит выполняться после нажатия «ОК», а вот после «Cancel» выполнение скрипта будет прервано с соответствующей ошибкой «User canceled.». Если такое поведение в твои планы не входит, то самое простое, — воспользоваться обработчиком ошибок:
Естественно, может такое случиться, что потребуются другие кнопки, кроме «Cancel» и «OK», и ты конечно же волен добавить любые, которые захочешь (но не больше трех). Делается это следующим образом:
А как быть, если требуется дать пользователю выбрать что-нибудь из списка? Легко:
В случае если нужно будет просто ввести какие-либо данные воспользуйся такой строчкой:
Диалоги с софтом
Как я отметил в начале, главным козырем AppleScript является возможность автоматизации действий в различных приложениях, что дает практически безграничные возможности по его применению. Для того чтобы передать команду приложением нужно воспользоваться блоком tell .
Например, очистим корзину:
Чтобы узнать какие действия доступны для того или иного приложения, в AppleScript имеется средство, которое называется Dictionary, оно доступно в меню File > Open dictionary.
Также имеется возможность передачи команд на удаленный компьютер. Для начала, нужно включить опцию Remote Apple Events на машине, где требуется выполнить какие-либо действия в System Preferences > Sharing. Теперь, чтобы выполнить код на другой машине, нужно использовать следующую конструкцию:
Будь готов, что для выполнения действия на удаленной машине скрипт запросит логин и пароль, так что если ты потираешь руки, чтобы творить беспредел, придется придумать что-то еще :).
Командная строка
После прочтения предыдущих двух разделов у тебя наверняка должна была зародиться мысль о том, что неплохо было бы соединить удобство AppleScript с мощью shell-скриптов. Первое, что приходит в голову, — воспользоваться знаниями из предыдущего раздела и скормить необходимые команды приложению Terminal.
Такой способ имеет право на существование и в отдельных случаях он может быть даже предпочтительнее, но есть другой вариант: воспользоваться командой do shell script, при помощи которой можно также выполнять консольные команды, что гораздо более удобно, так как дает возможность записать результат выполнения команды в переменную и оперировать с ней дальше средствами AppleScript.
Источник
Автоматизация задач на Mac с помощью AppleScript и Терминала
С помощью скриптов AppleScript можно ускорить работу с Терминалом и автоматизировать часто выполняемые задачи. Приложение «Терминал» поддерживает сценарии и команды AppleScript. Эти команды описаны в словаре AppleScript для Терминала.
Просмотр словаря AppleScript для Терминала
В Finder на Mac откройте папку «Программы/Утилиты».
Перетяните значок Терминала на значок Редактора скриптов
.
В AppleScript можно использовать команду Do Shell Script для отправки команды сценария UNIX shell в Терминал.
Запуск скриптов AppleScript с помощью Терминала
Из Терминала можно запускать скрипты AppleScript, используя команду osascript.
В приложении «Терминал» на Mac можно ввести команду cd для перехода к каталогу, содержащему файл, который Вы хотите запустить. Например:
Введите команду osascript. Например:
Источник
Консоль для маководов: Beyond the GUI
Доброго дня, уважаемые хабравчане-маководы!
Сегодня я расскажу как увеличить эффективность работы в Mac OS X за счёт использования консоли.
Лирическое отступление
Думаю, ни для кого не секрет, что Mac OS является Unix-based системой, но переработанной почти до неузнаваемости. Даже консоль засунули куда подальше — не сразу и найдёшь. И вся система нацелена на использование GUI, при дефолтных настройках даже переключение между кнопками по Tab не работает — без мыши никуда. И тем не менее, Мак — это не только окошки, не только док и лаунчер. Мак это ещё и вся мощь shell скриптов и консоли!
Если Вы пришли из мира M$, то для начала неплохо бы поучить общие команды shell’а, например, по вот этому учебному пособию. Как минимум, нужно усвоить команды перехода по каталогам и способы запуска программ и скриптов.
Если Вы пришли в мир Mac OS из мира Linux’а и FreeBSD, то, скорее всего, знаете как минимум основы shell-скриптинга. Но и для вас в статье может оказаться кое-что интересное, ведь в маке есть уникальные консольные команды, которые так же полезно знать.
Вот о некоторых особенностях маковской консоли далее и пойдёт речь.
Начнём работу
Для начала избавимся от стандартного терминала. Ну, точнее, поставим другой — получше. Я лично предпочитаю iTerm2, который подходит для работы куда лучше системного. Хотя, и у него бывают интересные моменты (см. картинку вверху).
Далее нам могут понадобиться дополнительные инструменты, поэтому устанавливаем MacPorts (хотя, конечно, можно и другой менеджер пакетов). Теперь мы можем ставить нужные консольные утилиты с помощью простых команд. Например, ставим Midnight Commander (он в любом случае может пригодиться), набираем в iTerm2:
После ввода пароля и установки зависимостей и самого mc, можем его запустить, как вы уже догадались, командой mc .
О ужас! Нам понадобятся функциональные клавиши, а они нажимаются только через Fn+F15 , что же делать? Ну как что — лезть в системные настройки и выключать это. Иначе сложно будет с mc работать.
Ещё одно важное замечание: кури мануалы если что-то не понятно, набираем в консоли man команда — и получаем подробное описание команды. (Кстати, для выхода из просмотра мануала надо просто нажать Q).
Продолжаем знакомство с консолью. Команда open
Легко можно заметить, что mc показывает куда больше файлов и папок, чем Finder. Конечно, можно поставить хак для него, чтобы он отображал такие файлы, но не все это любят. Так что остаётся лишь пользоваться Cmd+Shift+G и вводить вручную имя папки. Но данный способ не особо удобен: нет автокомплита, нет возможности видеть скрытые файлы. Теперь вернёмся к терминалу. В Mac OS X есть замечательнейшая команда open , которая действует так, как будто пользователь сделал даблклик на файле или папке в Finder — открывает файл, бандл или ссылку в связанной программе, открывает папку в Finder’е. Вот простой пример работы с этой командой: заходим с помощью mc в скрытую папку (например, /etc/) и набираем:
Wuala! Файндер отобразил нам нашу системную папку! Но это ещё не всё, ведь скрытые файлы всё ещё не видны. Для примера, откроем наш .profile :
И — опа! — скрытый файл открылся в TextEdit! Всё предельно просто.
Пара слов о бандлах
Это всем известно, но на всякий случай повторю: обычные программы в Mac OS X на самом деле являются папками с расширением .app и особым образом устроенным содержимым. Убедиться в этом легко: открываем в Finder папку /Applications/ и делаем Ctrl+Click (либо Right-Click , если хотите) на любой программе и выбираем «Показать содержимое пакета».
Из консоли это так же очень хорошо видно: mc отображает эти программы именно как папки. И как же запустить из консоли GUI-программу, спросите вы? Очень просто, есть даже два способа.
Способ первый, простейший:
Программа будет запущена и консоль будет свободна для дальнейших действий.
Способ второй, интересный:
Программа будет запущена, но консоль не освобидится — она будет ждать завершения программы и выводить всё, что программа захочет вывести в неё. То есть, таким образом можно посмотреть рабочий лог некоторых программ.
Ещё одно очень важное различие между этими двумя методами: второй позволяет запустить два экземпляра программы, в то время как первый активирует уже запущенную, буде такая имеется. Так что через консоль можно решить и эту проблему (хотя, скорее фичу) макоси: через Finder, док и лаунчер запустить два экземпляра программы нельзя, а вот из консоли — пожалуйста, хоть двадцать два.
Скрипт?
Расскажу вкратце что из себя представляет shell-скрипт. По сути — это обычный текстовый файл, содержащий серию команд для выполнения. Самый простой скрипт просто запускает последовательно все команды. Скрипты посложнее могут иметь условия, циклы и функции, то есть, скрипт может быть весьма большой и сложной программой. Основной плюс таких скриптов — на их службе вся мощь консольных утилит из мира unix, что с лихвой компенсирует бедность языковых конструкций. Приведу простой пример скрипта, который преобразует все файлы .png в текущей директории, уменьшив их размер до 200 пикселей в ширину или высоту.
Пример простейший, но он демонстрирует главное: в скриптах сокрыта великая сила.
Скрипты AppleScript
В Mac OS X имеется несколько встроенных механизмов по автоматизации действий. Один из очень распространённых — AppleScript, для которого есть и графический редактор-запускатор. Но использовать такие скрипты можно и из консоли, для этого есть особая утилита — osascript . Использовать её можно так:
Не буду углубляться в AppleScript, он заслуживает отдельной статьи, и даже не одной. Так что рекомендую почитать справку или гугл по нему.
Главное: Вы можете комбинировать shell-скрипты со скриптами AppleScript, чтобы добиться максимальной гибкости в работе! К примеру, я использую такие вот смешанные скрипты для автоматической стилизации образа диска: сам диск создаётся с помощью shell (см. ниже), а фон и расположение элементов в образе задаётся с помощью AppleScript.
Есть ещё Automator, но он совсем уж GUI-шный, так что в данной статье его рассматривать бессмысленно. Он, конечно, полезный, но до мощи консоли не дотягивает.
Кратко о других полезных командах Mac OS X
Полный (ну, почти) список уникальных для макоси команд можно найти в одной хорошей статье (хотя сведения там немного устарели), я же вкратце расскажу о наиболее интересных.
Для работы с образами дисков имеется консольная утилита hdiutil . Пара примеров работы с ней:
Более подробно про возможности можно узнать из man hdiutil .
Если Вы — разработчик программ для макоси, то наверняка знаете о такой замечательной вещи, как Info.plist, да и вообще о plist’ах. Так вот, есть очень удобная утилита, позволяющая конвертировать .plist в .bplist, то есть, в более быстрый и лёгкий бинарный формат плиста.
Если хотите позаниматься ерундой, то можно из консоли проговорить любой текст. Для этого есть утилита say .
Так же можно задавать голос, которым мак будет с нами говорить:
Одна беда — по-умолчанию говорит эта штука только по-английски.
Теперь снимем скриншот командой из консоли.
Так же из консоли можно конвертировать текст между различными форматами. Например, можно переконвертировать .doc файл в HTML:
Так же textutil умеет преобразовывать кодировки.
Для изменения системных (и не только) настроек, можно использовать команду defaults . Используем её во благо! Включим наконец отображение скрытых файлов и папок в Finder!
Файндер автоматически перезапустится и теперь будет отображать скрытые файлы и папки! Но опять таки, это не всем нравится, так давайте это выключим, пока родителикто-нибудь не испугался или не удалил нужных файликов. Для сокрытия в уже указанной команде поставьте 0 вместо 1. Ну и для примера, ссылка на статью, где описано много твиков с помощью этой команды.
Что-то типа заключения
Ну что ж, мы разобрали некоторые интересные возможности консоли в Mac OS X. Статья, разумеется, не претендует на полноту и является, скорее, «заманухой» для вовлечения маководов в shell-скриптинг да и вообще в консоль.
Источник