Как правильно произносить «Mac OS X»?
Меня вдохновил вопрос Mac или Macintosh .
Как правильно произносить «Mac OS X»? Я слышал следующие вещи, используемые для обозначения операционной системы на Macintosh:
- «Mac OS Ten» («OS» называется как «AHSS»)
- «Mac OS Ex» («OS» называется как «AHSS»)
- «Mac Oh-Ess Ex»
- «Mac Oh-Ess Ten»
- «Дарвин» (Люди используют это для обозначения операционной системы. Это правильно?)
Текущая версия Mac OS — Mac OS X (произносится как «Mac OS ten»). . Основные выпуски Mac OS X включают версии 10.0, 10.3 и 10.4. Существуют также обновления (иногда называемые «точечными» выпусками) для каждого основного выпуска, например версии 10.2.8 и 10.4.2.
Это создает проблему, потому что не правильно писать Mac OS X.6. Все ссылки на Mac OS X 10.6 легче произносить как «Oh Ess [Ex] десять точка / точка шесть», чем произносить «десять» дважды.
Дарвинский уровень Mac OS X включает ядро, драйверы и BSD-части системы [. ]. Mac OS X расширяет эту низкоуровневую среду несколькими базовыми инфраструктурными технологиями, которые упрощают разработку программного обеспечения.
Apple приобрела NeXT для своего ядра XNU, которое является гибридным ядром, созданным из микроядра Маха CMU. BSD — это реализация Unix, изначально выпущенная через UC Berkley. Aqua — движок рендеринга для пользовательского интерфейса. Apple Finder — это системное приложение, которое всегда работает для доступа пользователей к файлам и рабочему столу. OS X является суммой этих и других частей.
Источник
Как Mac OS стала Mac OS X, потом OS X, а потом вновь macOS. Вспоминаем историю системы.
На фоне остальных удивительных новостей мы чуть было не пропустили ещё одну. С одной стороны, это совсем мелочь, с другой – поменялось то, что было незыблемым аж с 2001 года. Речь о нумерации версий macOS. Вероятно, вы уже слышали, что в честь перехода на ARM в Apple решили выпустить не macOS 10.16, а macOS 11.0.
Но первая бета-версия следующего релиза пролила свет на то, как в дальнейшем будут нумероваться версии macOS. Через несколько недель выйдет macOS 11.1, а в следующем году наверняка можно ждать и macOS 12.
По этому случаю предлагаем вспомнить славную историю macOS, насчитывающую уже почти четыре десятилетия.
История Mac OS началась вместе с первым компьютером Macintosh, представленным Стивом Джобсом в далеком 1984 году. Презентация 24 января произвела фурор, вошла в историю, а рекламный ролик для самого первого Мака пародировался несчётное количество раз. Если не помните о чём речь, просто взгляните на кадр оттуда:
Но, как это часто бывает, в 1984-м году операционную систему еще не называли Mac OS – это название официально закрепилось за ОС лишь в 1996 году. До этого Маки работали под управлением Macintosh System Software. Самая первая версия выглядела так:
Знакомо, не правда ли?) Очень многие концептуальные элементы интерфейса не изменились за прошедшие с тех пор 36 (!) лет.
Дальнейшая история релизов была тесно связана с моделями компьютеров Apple:
- версия 2.0 вышла в 1985 году получила поддержку нескольких папок, полноценного выключения, скриншотов системы и быстрого запуска. Позже в этом поколении дебютировала файловая система HFS, ставшая стандартом Apple почти на 30 лет.
- версия 3.0 – в 1986 году, в ней появилась поддержка интерфейса SCSI и технологии AppleShare, заложившей основы для серверных версий Mac OS, появившихся позже
- версия 4.0 в 1987 году получила поддержку слотов расширения в компьютерах Apple
- версия 5.0 в конце 1987 года стала важнейшей вехой в развитии Mac OS. Впервые появилась поддержка многозадачности – возможности одновременно работать с несколькими приложениями через технологию MultiFinder:
В те годы царила страшная путаница в нумерации. Например, Mac OS 5.0 имела маркетинговый номер версии 4.2, при этом версия Finder была 6.0. Позже все три нумерации были приведены к единому стилю.
- версия 6.0 вышла в 1988 году, она предназначалась для первых Mac с Floppy Drive – привычными для многих из нас дискет. После этой версии крупные обновления Mac OS стали выпускаться существенно реже.
- версия 7.0 появилась спустя три года. Начиная с этой версии, Mac OS стала полноценной 32-битной системой. В этом же поколении появился язык скриптов AppleScript, здравствующий и поныне, поддержка шрифтов TrueType. Начиная с версии 7.1.2 в 1994 году Apple затеяла первый переход Mac на другую архитектуру: на смену Motorola 68000 пришли процессоры IBM PowerPC.
- версия 8.0 вышла вместе с возвращением Стива Джобса в Apple в 1997 году. К этому времени macOS 7 лицензировалась для сторонних производителей, и её можно было ставить не только на Маки. Джобс первым делом решил покончить с этим, поэтому Mac OS 7.7 быстренько переименовали в 8.0, чтобы больше не иметь обязательств перед лицензиатами. Ничего принципиально нового в Mac OS 8 не было, разве что поддержка тем оформления и утилита Sherlock – дедушка современного Spotlight.
Начиная с версии 8.5 была убрана поддержка старых процессоров, Mac OS стала работать только на PowerPC.
- версия 9.0 была выпущена в 1999 году. В этой версии Маки получили поддержку Wi-Fi (технология брендировалась Apple как AirPort), технологии централизованного обновления компонентов системы через Apple Software Update. Появилось системное приложение «Связка ключей», функция записи CD, поддержка крупных файлов (больше 2 ГБ) и еще множество изменений.
Но история «классической» Mac OS на этом закончилась. Новое тысячелетие ознаменовало переход Apple на совсем другую операционную систему – хоть внешне она и унаследовала концепцию старой доброй Mac OS, внутри это была совершенно другая ОС, относящаяся к семейству Unix-систем (а точнее, той ветки, которая вышла из подсемейства BSD, созданной Университетом Беркли).
Именно поэтому в Apple решили вместо названия Mac OS 10.0 использовать Mac OS X – подчеркивая, что это не простое обновление, а фактически новая система. Правда, новизна принесла много боли и негатива разработчикам софта, драйверов, да и пользователям. Первые релизы Mac OS X были шероховатыми, хоть система и была самой красивой на тот момент (сравните скриншот ниже, к примеру, с Windows 2000 или Windows ME), её производительность была далека от идеала.
Ещё в начале нулевых Джобс анонсировал, что Mac OS X – это надолго. И с тех пор принципы нумерации ОС в Apple поменялись. Десятка (X) осталась с пользователями на целых 19 лет, за которые все к ней настолько привыкли, что стали вместо ten произносить её как ex, будто это не римская цифра, а буква.
С 2001 года каждый новый релиз менял лишь вторую цифру в номере Mac OS. Тогда же началась эпоха «кошачьих» кодовых имён, по которым легко было запоминать поколения Mac OS X:
- 10.0 Cheetah добавила Dock, почтовый клиент, TextEdit, адресную книгу, терминал и еще несколько приложений, без которых нельзя представить современную Mac OS
- 10.1 Puma, вышедшая в том же 2001-м, научилась проигрывать DVD и записывать их. Появилось приложение «Захват изображений».
- 10.2 Jaguar в 2002 году – поддержка видео MP4, драйверов печати CUPS, журналирования HFS.
- В 10.3 Panther в 2003 году появилось быстрое переключение пользователей, Expose, шифрование FileVault, а также браузер Safari, сменивший Internet Explorer от Microsoft (интересные были времена).
- В 10.4 Tiger в 2005 году дебютировал Spotlight, виджеты Dashboard, автоматизации через Automator, встроенный словарь, поддержка RSS в Safari. Версия 10.4.4 стала первой поддерживаемой на Intel-Маках, переход на которые начался в 2006 году.
Знаковым релизом Mac OS X стал Leopard (версия 10.5), вышедший в 2007 году. По количеству новых функций этот релиз обогнал все прошлые, да и все следующие версии Mac OS. Было заявлено более 300 функций и улучшений, главными из которых стали резервное копирование Time Machine, поддержка запуска Windows на специальном разделе Boot Camp, улучшенный домашний кинотеатр Front Row, управление рабочими столами Spaces. Сильно был пересмотрен дизайн системы:
Следующие релизы были заметно скучнее:
- В 10.6 (Snow Leopard) в 2009 году не было почти никаких заметных новых функций, лишь оптимизация под 64-битность. Уже в этом поколении была окончательно убрана поддержка PowerPC и много-много лишнего кода. В 2011 году, в версии 10.6.6 дебютировал магазин приложений Mac App Store
- 10.7 Lion в 2011 году обзавёлся более плоским и светлым дизайном, «невидимыми» скроллбарами, поддержкой Push-уведомлений, полноэкранным режимом приложений, AirDrop, FaceTime и множеством мелких функций и заимствований дизайна из iOS. Начиная с этого релиза, Apple стала работать преимущественно в направлении выравнивания возможностей iOS и Mac OS X. А еще это был первый релиз, выпущенный в цифровом виде, через Mac App Store.
- 10.8 Mountain Lion в 2012 году продолжил череду ежегодных релизов Mac OS X, которые отныне стали выпускаться по календарному графику, а не тогда, когда накапливалось достаточное количество изменений. В Mountain Lion было ещё больше заимствований из iOS: Центр уведомлений, Заметки, Сообщения, AirPlay-мирроринг, Game Center и прочее. Саму Mac OS X в 2012 году переименовали в OS X, породив массу спекуляций о том, что скоро у Apple появится единая ОС для всех платформ.
На Mountain Lion у Apple закончились достойные представители семейства кошачьих, чтобы называть ими операционные системы. Мелочь вроде каракалов, рысей и оцелотов решили не использовать, а вместо этого поменяли принцип выбора кодовых имён. Начиная с 10.9 для этого стали использоваться разные интересные места и объекты в родном для Apple штате Калифорния.
А еще этот момент стал важным, потому что все последующие обновления Mac OS X отныне стали бесплатными. Нынче это кажется обычным, само собой разумеющимся, но, к примеру, тот же Leopard продавался за 129 долларов. Постепенно обновления дешевели, дойдя до отметки в $20 долларов за Mountain Lion.
- 10.9 Mavericks в 2013 году был похож на Snow Leopard отсутствием чего-либо заметного. Все силы Apple в тот год ушли на масштабнейший редизайн iOS 7. Из новшеств можно вспомнить разве что технологию App Nap для приглушения ресурсоёмких приложений в фоне.
- 10.10 Yosemite в 2014-м существенно поменял дизайн OS X – команда дизайнеров iOS явно приложила к этому руку. Из OS X был убран весь скевоморфизм, цвета стали ярче, градиенты – заметнее. Появилась технология Continuity, позволявшая продолжить в OS X работу, начатую в iOS (и наоборот). iPhoto и Aperture были заменены системным приложением «Фото» (что вызвало бурю негодования).
- 10.11 El Capitan в 2015 году отличился технологией System Integrity Protection, блокировавшей доступ к системным файлам. В полноэкранном режиме стало возможным делить экран между 2 разными приложениями (аналогично iOS).
- 10.12 Sierra в 2016-м вновь пережила переименование. Вместо OS X её стали называть macOS (так Apple привела к единому неймингу все свои ОС – iOS, macOS, watchOS и tvOS). Система получила поддержку: Siri, синхронизации буфера обмена между iOS и Маком, вкладок во всех приложениях и разблокировки Маков с Apple Watch.
- 10.13 High Sierra в 2017-м не отличилась важными функциями (уже по названию понятно, что это улучшенная версия Sierra). Из важных новшеств стоит вспомнить разве что файловую систему APFS, пришедшую на смену HFS+, и поддержку кодеков HEVC и HEIF.
- 10.14 Mojave в 2018-м – это прежде всего долгожданный тёмный режим интерфейса. Переработанный App Store и портированные с iOS приложения Новости, Акции, Диктофон и Дом – вот и все остальные новшества.
- 10.15 Catalina в 2019-м стала последним релизом Mac OS X, завершив эту долгую линейку апдейтов. Официально дебютировала технология Catalyst, позволяющая портировать iPad-версии приложений на Мак. Появилась защита Маков от кражи Activation Lock (тоже позаимствованная с iOS). Ну а сами iPad стало возможно использовать в качестве дополнительного дисплея для Mac.
Вот мы и подошли к настоящему времени. В Big Sur поменялся не только интерфейс, но и правила нумерации. Apple решила вновь вернуться к стратегии, которая была до 2001 года – просто потому что это удобнее. Сейчас Apple обычно выпускает апдейты всех своих ОС одновременно. И для всех, кроме macOS, действовали привычные принципы: раз в год мажорное обновление с новыми функциями, 3-5 раз в год мелкие обновления, остальное – мелкие багфиксы.
Раньше было так: когда у iOS менялась первая цифра (iOS 12 -> iOS 13), у macOS менялась вторая (macOS 10.14 -> macOS 10.15). Когда у iOS менялась вторая (iOS 13.2), у macOS – третья (macOS 10.15.1). А когда у iOS менялась третья цифра (iOS 13.2.1), к macOS приходилось выпускать дополнительные обновления со странными номерами.
Сейчас всё стало намного понятнее и для Apple, и для пользователей. Будем ждать новых апдейтов, интересных функций и дальнейшего развития macOS, благо что новые сверхмощные собственные процессоры Apple Silicon этому очень способствуют.
Источник
Что стоит знать при переходе на Mac
Вчера на Хабре вызвал шумиху пост об ужасных неудобствах Mac. В комментариях много было сказано о неинтуитивности macOS: мол, зачастую без гугления не поймёшь, как что-то сделать. И даже не узнаешь о том, что это вообще возможно сделать. И всё это говорит об ужасном UX.
Тут возникает вопрос «а поняли бы мы Windows без гугления, если бы не были знакомы с ней с детства?» Но я хочу не ввязываться в бесконечные споры «какая ОС лучше», а подойти конструктивнее. Действительно, при переходе с Windows люди сталкиваются с рядом неинтуитивных моментов. И чтобы переходящим не приходилось гуглить по отдельности кучу вопросов или читать длиннющие пользовательские руководства, я решил описать в одном тексте главные такие вещи, пришедшие мне в голову.
Надеюсь, кому-то из читателей это поможет и упростит переход. А если вы сами давно пользуетесь Mac, дополняйте в комментариях, наверняка я что-то ценное упустил.
Хоткеи
Тут после Windows многое непривычно, а то и странно. Но зачастую в этом есть своя внутренняя логика, и когда её понимаешь, всё встаёт на свои места.
Самый яркий пример: открытие файла. Выбираешь нужный в файловом менеджере Finder, нажимаешь Enter, а система реагирует на это «окей, давай переименуем файл». Што? Почему это переименование? А как файл открыть-то? Сочетанием Cmd+↓, серьёзно? Что это за бессмысленное сочетание и как его запомнить?
Но оно становится осмысленнее, когда узнаёшь противоположное сочетание Cmd+↑, которое в Finder выводит из текущей папки на уровень выше. А с помощью Cmd+↓ можно не только открывать выбранные файлы, но и заходить внутрь выбранных папок. То есть логика такая: стрелка вверх — «переход на уровень выше», вниз — «на уровень ниже» (в том числе от уровня «папка» к уровню «конкретный файл в ней»). Мне лично это ощущается очень естественным, но если вам так не ощущается, ещё можно открывать по Cmd+O от слова «open».
Кто-то возразит: «Ну вот хочу в папке с фотографиями найти нужную, по превьюшкам многие похожи. И мне на куче разных нажимать сочетание из двух клавиш? Открыть файл — самое частое действие, его логично делать одной клавишей». Но для таких случаев в Finder есть режим предварительного просмотра. Когда выбран нужный файл, просто нажмите на пробел — если это изображение, то увидите его без запуска графического редактора. Дальше можно стрелочками перемещаться по файлам в папке и сравнивать разные.
Второе — переключение раскладки клавиатуры. Да, после Windows непривычно нажимать другой хоткей (первую пару дней). И система вроде как позволяет его переназначить, но при этом не даёт установить привычные Ctrl+Shift или Alt+Shift (потому что эти клавиши считаются модификаторами, и нужна ещё какая-то). Зато в настройках системы есть такая галочка: «использовать для переключения языков клавишу Caps Lock». По-моему, если вы не любитель КРИЧАТЬ НА ЛЮДЕЙ В ИНТЕРНЕТАХ и капслок у вас пылится без дела, стоит сразу ставить эту галочку, переключать языки одной клавишей вместо двух просто прекрасно.
Следующее неочевидное — буфер обмена. Почему Ctrl+C не работает? Зачем вместо него Cmd+C? О чём они только думали, когда сделали такое вместо понятного стандарта? (Это реальное возмущение из вчерашних хабракомментов.)
Ну, для начала, когда они это сделали в 1984 году, привычного миру сочетания ещё попросту не было, Apple реализовала это раньше других. А когда позже в Windows выбрали Ctrl+C, внесли этим в мир сумятицу из-за того, что в Unix это давно использовалось для совершенно другого (так что вот уж у кого разногласия с существовавшими стандартами).
Но главное даже не в этом, а вот в чём: на Mac главные сочетания завязаны на клавишу Cmd. И если учесть, что «Cmd» — это сокращение от «command», получается довольно стройная схема:
Cmd+Q («command quit») — выход из приложения
Cmd+H («command hide») — скрыть окно
Cmd+F («command find») — поиск
Cmd+C («command copy») — копирование
Cmd+↑ («command up») — переход на уровень выше
Cmd+↓ («command down») — переход на уровень ниже
Теперь сравним это со схожими виндовыми хоткеями:
Источник