Как правильно mac или mac os

Как правильно произносить «Mac OS X»?

Меня вдохновил вопрос Mac или Macintosh .

Как правильно произносить «Mac OS X»? Я слышал следующие вещи, используемые для обозначения операционной системы на Macintosh:

  • «Mac OS Ten» («OS» называется как «AHSS»)
  • «Mac OS Ex» («OS» называется как «AHSS»)
  • «Mac Oh-Ess Ex»
  • «Mac Oh-Ess Ten»
  • «Дарвин» (Люди используют это для обозначения операционной системы. Это правильно?)

Текущая версия Mac OS — Mac OS X (произносится как «Mac OS ten»). . Основные выпуски Mac OS X включают версии 10.0, 10.3 и 10.4. Существуют также обновления (иногда называемые «точечными» выпусками) для каждого основного выпуска, например версии 10.2.8 и 10.4.2.

Это создает проблему, потому что не правильно писать Mac OS X.6. Все ссылки на Mac OS X 10.6 легче произносить как «Oh Ess [Ex] десять точка / точка шесть», чем произносить «десять» дважды.

Дарвинский уровень Mac OS X включает ядро, драйверы и BSD-части системы [. ]. Mac OS X расширяет эту низкоуровневую среду несколькими базовыми инфраструктурными технологиями, которые упрощают разработку программного обеспечения.

Apple приобрела NeXT для своего ядра XNU, которое является гибридным ядром, созданным из микроядра Маха CMU. BSD — это реализация Unix, изначально выпущенная через UC Berkley. Aqua — движок рендеринга для пользовательского интерфейса. Apple Finder — это системное приложение, которое всегда работает для доступа пользователей к файлам и рабочему столу. OS X является суммой этих и других частей.

Источник

Как Mac OS стала Mac OS X, потом OS X, а потом вновь macOS. Вспоминаем историю системы.

На фоне остальных удивительных новостей мы чуть было не пропустили ещё одну. С одной стороны, это совсем мелочь, с другой – поменялось то, что было незыблемым аж с 2001 года. Речь о нумерации версий macOS. Вероятно, вы уже слышали, что в честь перехода на ARM в Apple решили выпустить не macOS 10.16, а macOS 11.0.

Но первая бета-версия следующего релиза пролила свет на то, как в дальнейшем будут нумероваться версии macOS. Через несколько недель выйдет macOS 11.1, а в следующем году наверняка можно ждать и macOS 12.

По этому случаю предлагаем вспомнить славную историю macOS, насчитывающую уже почти четыре десятилетия.

История Mac OS началась вместе с первым компьютером Macintosh, представленным Стивом Джобсом в далеком 1984 году. Презентация 24 января произвела фурор, вошла в историю, а рекламный ролик для самого первого Мака пародировался несчётное количество раз. Если не помните о чём речь, просто взгляните на кадр оттуда:

Но, как это часто бывает, в 1984-м году операционную систему еще не называли Mac OS – это название официально закрепилось за ОС лишь в 1996 году. До этого Маки работали под управлением Macintosh System Software. Самая первая версия выглядела так:

Знакомо, не правда ли?) Очень многие концептуальные элементы интерфейса не изменились за прошедшие с тех пор 36 (!) лет.

Дальнейшая история релизов была тесно связана с моделями компьютеров Apple:

  • версия 2.0 вышла в 1985 году получила поддержку нескольких папок, полноценного выключения, скриншотов системы и быстрого запуска. Позже в этом поколении дебютировала файловая система HFS, ставшая стандартом Apple почти на 30 лет.
  • версия 3.0 – в 1986 году, в ней появилась поддержка интерфейса SCSI и технологии AppleShare, заложившей основы для серверных версий Mac OS, появившихся позже
  • версия 4.0 в 1987 году получила поддержку слотов расширения в компьютерах Apple
  • версия 5.0 в конце 1987 года стала важнейшей вехой в развитии Mac OS. Впервые появилась поддержка многозадачности – возможности одновременно работать с несколькими приложениями через технологию MultiFinder:

В те годы царила страшная путаница в нумерации. Например, Mac OS 5.0 имела маркетинговый номер версии 4.2, при этом версия Finder была 6.0. Позже все три нумерации были приведены к единому стилю.

  • версия 6.0 вышла в 1988 году, она предназначалась для первых Mac с Floppy Drive – привычными для многих из нас дискет. После этой версии крупные обновления Mac OS стали выпускаться существенно реже.
  • версия 7.0 появилась спустя три года. Начиная с этой версии, Mac OS стала полноценной 32-битной системой. В этом же поколении появился язык скриптов AppleScript, здравствующий и поныне, поддержка шрифтов TrueType. Начиная с версии 7.1.2 в 1994 году Apple затеяла первый переход Mac на другую архитектуру: на смену Motorola 68000 пришли процессоры IBM PowerPC.
  • версия 8.0 вышла вместе с возвращением Стива Джобса в Apple в 1997 году. К этому времени macOS 7 лицензировалась для сторонних производителей, и её можно было ставить не только на Маки. Джобс первым делом решил покончить с этим, поэтому Mac OS 7.7 быстренько переименовали в 8.0, чтобы больше не иметь обязательств перед лицензиатами. Ничего принципиально нового в Mac OS 8 не было, разве что поддержка тем оформления и утилита Sherlock – дедушка современного Spotlight.
Читайте также:  Windows не видит прибор

Начиная с версии 8.5 была убрана поддержка старых процессоров, Mac OS стала работать только на PowerPC.

  • версия 9.0 была выпущена в 1999 году. В этой версии Маки получили поддержку Wi-Fi (технология брендировалась Apple как AirPort), технологии централизованного обновления компонентов системы через Apple Software Update. Появилось системное приложение «Связка ключей», функция записи CD, поддержка крупных файлов (больше 2 ГБ) и еще множество изменений.

Но история «классической» Mac OS на этом закончилась. Новое тысячелетие ознаменовало переход Apple на совсем другую операционную систему – хоть внешне она и унаследовала концепцию старой доброй Mac OS, внутри это была совершенно другая ОС, относящаяся к семейству Unix-систем (а точнее, той ветки, которая вышла из подсемейства BSD, созданной Университетом Беркли).

Именно поэтому в Apple решили вместо названия Mac OS 10.0 использовать Mac OS X – подчеркивая, что это не простое обновление, а фактически новая система. Правда, новизна принесла много боли и негатива разработчикам софта, драйверов, да и пользователям. Первые релизы Mac OS X были шероховатыми, хоть система и была самой красивой на тот момент (сравните скриншот ниже, к примеру, с Windows 2000 или Windows ME), её производительность была далека от идеала.

Ещё в начале нулевых Джобс анонсировал, что Mac OS X – это надолго. И с тех пор принципы нумерации ОС в Apple поменялись. Десятка (X) осталась с пользователями на целых 19 лет, за которые все к ней настолько привыкли, что стали вместо ten произносить её как ex, будто это не римская цифра, а буква.

С 2001 года каждый новый релиз менял лишь вторую цифру в номере Mac OS. Тогда же началась эпоха «кошачьих» кодовых имён, по которым легко было запоминать поколения Mac OS X:

  • 10.0 Cheetah добавила Dock, почтовый клиент, TextEdit, адресную книгу, терминал и еще несколько приложений, без которых нельзя представить современную Mac OS
  • 10.1 Puma, вышедшая в том же 2001-м, научилась проигрывать DVD и записывать их. Появилось приложение «Захват изображений».
  • 10.2 Jaguar в 2002 году – поддержка видео MP4, драйверов печати CUPS, журналирования HFS.
  • В 10.3 Panther в 2003 году появилось быстрое переключение пользователей, Expose, шифрование FileVault, а также браузер Safari, сменивший Internet Explorer от Microsoft (интересные были времена).
  • В 10.4 Tiger в 2005 году дебютировал Spotlight, виджеты Dashboard, автоматизации через Automator, встроенный словарь, поддержка RSS в Safari. Версия 10.4.4 стала первой поддерживаемой на Intel-Маках, переход на которые начался в 2006 году.

Знаковым релизом Mac OS X стал Leopard (версия 10.5), вышедший в 2007 году. По количеству новых функций этот релиз обогнал все прошлые, да и все следующие версии Mac OS. Было заявлено более 300 функций и улучшений, главными из которых стали резервное копирование Time Machine, поддержка запуска Windows на специальном разделе Boot Camp, улучшенный домашний кинотеатр Front Row, управление рабочими столами Spaces. Сильно был пересмотрен дизайн системы:

Следующие релизы были заметно скучнее:

  • В 10.6 (Snow Leopard) в 2009 году не было почти никаких заметных новых функций, лишь оптимизация под 64-битность. Уже в этом поколении была окончательно убрана поддержка PowerPC и много-много лишнего кода. В 2011 году, в версии 10.6.6 дебютировал магазин приложений Mac App Store
  • 10.7 Lion в 2011 году обзавёлся более плоским и светлым дизайном, «невидимыми» скроллбарами, поддержкой Push-уведомлений, полноэкранным режимом приложений, AirDrop, FaceTime и множеством мелких функций и заимствований дизайна из iOS. Начиная с этого релиза, Apple стала работать преимущественно в направлении выравнивания возможностей iOS и Mac OS X. А еще это был первый релиз, выпущенный в цифровом виде, через Mac App Store.
  • 10.8 Mountain Lion в 2012 году продолжил череду ежегодных релизов Mac OS X, которые отныне стали выпускаться по календарному графику, а не тогда, когда накапливалось достаточное количество изменений. В Mountain Lion было ещё больше заимствований из iOS: Центр уведомлений, Заметки, Сообщения, AirPlay-мирроринг, Game Center и прочее. Саму Mac OS X в 2012 году переименовали в OS X, породив массу спекуляций о том, что скоро у Apple появится единая ОС для всех платформ.
Читайте также:  Windows 10 emoji hotkey

На Mountain Lion у Apple закончились достойные представители семейства кошачьих, чтобы называть ими операционные системы. Мелочь вроде каракалов, рысей и оцелотов решили не использовать, а вместо этого поменяли принцип выбора кодовых имён. Начиная с 10.9 для этого стали использоваться разные интересные места и объекты в родном для Apple штате Калифорния.

А еще этот момент стал важным, потому что все последующие обновления Mac OS X отныне стали бесплатными. Нынче это кажется обычным, само собой разумеющимся, но, к примеру, тот же Leopard продавался за 129 долларов. Постепенно обновления дешевели, дойдя до отметки в $20 долларов за Mountain Lion.

  • 10.9 Mavericks в 2013 году был похож на Snow Leopard отсутствием чего-либо заметного. Все силы Apple в тот год ушли на масштабнейший редизайн iOS 7. Из новшеств можно вспомнить разве что технологию App Nap для приглушения ресурсоёмких приложений в фоне.
  • 10.10 Yosemite в 2014-м существенно поменял дизайн OS X – команда дизайнеров iOS явно приложила к этому руку. Из OS X был убран весь скевоморфизм, цвета стали ярче, градиенты – заметнее. Появилась технология Continuity, позволявшая продолжить в OS X работу, начатую в iOS (и наоборот). iPhoto и Aperture были заменены системным приложением «Фото» (что вызвало бурю негодования).

  • 10.11 El Capitan в 2015 году отличился технологией System Integrity Protection, блокировавшей доступ к системным файлам. В полноэкранном режиме стало возможным делить экран между 2 разными приложениями (аналогично iOS).
  • 10.12 Sierra в 2016-м вновь пережила переименование. Вместо OS X её стали называть macOS (так Apple привела к единому неймингу все свои ОС – iOS, macOS, watchOS и tvOS). Система получила поддержку: Siri, синхронизации буфера обмена между iOS и Маком, вкладок во всех приложениях и разблокировки Маков с Apple Watch.
  • 10.13 High Sierra в 2017-м не отличилась важными функциями (уже по названию понятно, что это улучшенная версия Sierra). Из важных новшеств стоит вспомнить разве что файловую систему APFS, пришедшую на смену HFS+, и поддержку кодеков HEVC и HEIF.
  • 10.14 Mojave в 2018-м – это прежде всего долгожданный тёмный режим интерфейса. Переработанный App Store и портированные с iOS приложения Новости, Акции, Диктофон и Дом – вот и все остальные новшества.

  • 10.15 Catalina в 2019-м стала последним релизом Mac OS X, завершив эту долгую линейку апдейтов. Официально дебютировала технология Catalyst, позволяющая портировать iPad-версии приложений на Мак. Появилась защита Маков от кражи Activation Lock (тоже позаимствованная с iOS). Ну а сами iPad стало возможно использовать в качестве дополнительного дисплея для Mac.

Вот мы и подошли к настоящему времени. В Big Sur поменялся не только интерфейс, но и правила нумерации. Apple решила вновь вернуться к стратегии, которая была до 2001 года – просто потому что это удобнее. Сейчас Apple обычно выпускает апдейты всех своих ОС одновременно. И для всех, кроме macOS, действовали привычные принципы: раз в год мажорное обновление с новыми функциями, 3-5 раз в год мелкие обновления, остальное – мелкие багфиксы.

Раньше было так: когда у iOS менялась первая цифра (iOS 12 -> iOS 13), у macOS менялась вторая (macOS 10.14 -> macOS 10.15). Когда у iOS менялась вторая (iOS 13.2), у macOS – третья (macOS 10.15.1). А когда у iOS менялась третья цифра (iOS 13.2.1), к macOS приходилось выпускать дополнительные обновления со странными номерами.

Сейчас всё стало намного понятнее и для Apple, и для пользователей. Будем ждать новых апдейтов, интересных функций и дальнейшего развития macOS, благо что новые сверхмощные собственные процессоры Apple Silicon этому очень способствуют.

Читайте также:  Cmake для mac os

Источник

Что стоит знать при переходе на Mac

Вчера на Хабре вызвал шумиху пост об ужасных неудобствах Mac. В комментариях много было сказано о неинтуитивности macOS: мол, зачастую без гугления не поймёшь, как что-то сделать. И даже не узнаешь о том, что это вообще возможно сделать. И всё это говорит об ужасном UX.

Тут возникает вопрос «а поняли бы мы Windows без гугления, если бы не были знакомы с ней с детства?» Но я хочу не ввязываться в бесконечные споры «какая ОС лучше», а подойти конструктивнее. Действительно, при переходе с Windows люди сталкиваются с рядом неинтуитивных моментов. И чтобы переходящим не приходилось гуглить по отдельности кучу вопросов или читать длиннющие пользовательские руководства, я решил описать в одном тексте главные такие вещи, пришедшие мне в голову.

Надеюсь, кому-то из читателей это поможет и упростит переход. А если вы сами давно пользуетесь Mac, дополняйте в комментариях, наверняка я что-то ценное упустил.

Хоткеи

Тут после Windows многое непривычно, а то и странно. Но зачастую в этом есть своя внутренняя логика, и когда её понимаешь, всё встаёт на свои места.

Самый яркий пример: открытие файла. Выбираешь нужный в файловом менеджере Finder, нажимаешь Enter, а система реагирует на это «окей, давай переименуем файл». Што? Почему это переименование? А как файл открыть-то? Сочетанием Cmd+↓, серьёзно? Что это за бессмысленное сочетание и как его запомнить?

Но оно становится осмысленнее, когда узнаёшь противоположное сочетание Cmd+↑, которое в Finder выводит из текущей папки на уровень выше. А с помощью Cmd+↓ можно не только открывать выбранные файлы, но и заходить внутрь выбранных папок. То есть логика такая: стрелка вверх — «переход на уровень выше», вниз — «на уровень ниже» (в том числе от уровня «папка» к уровню «конкретный файл в ней»). Мне лично это ощущается очень естественным, но если вам так не ощущается, ещё можно открывать по Cmd+O от слова «open».

Кто-то возразит: «Ну вот хочу в папке с фотографиями найти нужную, по превьюшкам многие похожи. И мне на куче разных нажимать сочетание из двух клавиш? Открыть файл — самое частое действие, его логично делать одной клавишей». Но для таких случаев в Finder есть режим предварительного просмотра. Когда выбран нужный файл, просто нажмите на пробел — если это изображение, то увидите его без запуска графического редактора. Дальше можно стрелочками перемещаться по файлам в папке и сравнивать разные.

Второе — переключение раскладки клавиатуры. Да, после Windows непривычно нажимать другой хоткей (первую пару дней). И система вроде как позволяет его переназначить, но при этом не даёт установить привычные Ctrl+Shift или Alt+Shift (потому что эти клавиши считаются модификаторами, и нужна ещё какая-то). Зато в настройках системы есть такая галочка: «использовать для переключения языков клавишу Caps Lock». По-моему, если вы не любитель КРИЧАТЬ НА ЛЮДЕЙ В ИНТЕРНЕТАХ и капслок у вас пылится без дела, стоит сразу ставить эту галочку, переключать языки одной клавишей вместо двух просто прекрасно.

Следующее неочевидное — буфер обмена. Почему Ctrl+C не работает? Зачем вместо него Cmd+C? О чём они только думали, когда сделали такое вместо понятного стандарта? (Это реальное возмущение из вчерашних хабракомментов.)

Ну, для начала, когда они это сделали в 1984 году, привычного миру сочетания ещё попросту не было, Apple реализовала это раньше других. А когда позже в Windows выбрали Ctrl+C, внесли этим в мир сумятицу из-за того, что в Unix это давно использовалось для совершенно другого (так что вот уж у кого разногласия с существовавшими стандартами).

Но главное даже не в этом, а вот в чём: на Mac главные сочетания завязаны на клавишу Cmd. И если учесть, что «Cmd» — это сокращение от «command», получается довольно стройная схема:

Cmd+Q («command quit») — выход из приложения

Cmd+H («command hide») — скрыть окно

Cmd+F («command find») — поиск

Cmd+C («command copy») — копирование

Cmd+↑ («command up») — переход на уровень выше

Cmd+↓ («command down») — переход на уровень ниже

Теперь сравним это со схожими виндовыми хоткеями:

Источник

Оцените статью