Получение драйверов для стандартного графического VGA адаптера
Драйверы для стандартного адаптера VGA
Обычно рассматриваемое оборудование в «Диспетчере устройств» обозначено иконкой с ошибкой. В этом случае значок ошибки работает как подсказка, поскольку стандартный VGA-адаптер ни что иное, как ваша видеокарта, для которой установлен стандартный драйвер Виндовс. Этот драйвер обеспечивает минимальную функциональность GPU, но его недостаточно для полноценной работы устройства. Следовательно, потребуется скачать и установить полноценное ПО для вашего адаптера. Процедура состоит из нескольких шагов.
Шаг 1: Определение видеокарты
Первым делом конечно же нужно узнать, какая именно видеокарта установлена в вашем ПК или ноутбуке. Если вам это уже известно, данный шаг можно пропустить, но если ни производитель, ни модель GPU не известны, не обойтись без предварительного определения. Нужную информацию можно получить несколькими способами, наиболее удобные представлены в руководстве по ссылке ниже.
Получив нужную информацию, можно переходить непосредственно к поиску драйверов для устройства.
Шаг 2: Загрузка драйверов
Когда точно определены производитель и модель видеокарты, загрузка драйверов не будет трудной задачей.
Наиболее надёжный метод получения ПО – загрузка его последней версии с официального сайта вендора. Действия простые: откройте ресурс, найдите раздел поддержки, найдите в нём страницу поддержки конкретно вашего ГПУ и загрузите оттуда драйвера для нужной операционной системы. Если возникают какие-то проблемы, рекомендуем ознакомиться с более подробным примером по ссылке далее.
Урок: Пример загрузки драйверов для видеокарты Получить драйвера также можно с помощью специального программного обеспечения. Самые крупные производители чипов для видеокарт — NVIDIA и AMD — уже несколько лет как практикуют выпуск специальных утилит-менеджеров, которые имеют в себе и функционал обновления драйверов.
Если же требуется найти драйвер для ноутбучной видеокарты, можно задействовать вендорские приложения-апдейтеры, в частности ASUS Live Update или HP Support Assistant.
Подробнее: Получение драйверов через ASUS Live Update, HP Support Assistant Возможности, подобные официальным утилитам, дублируют сторонние приложения, также известные как драйверпаки. Эти решения более универсальны, и в некоторых случаях более функциональны, чем приложения от вендоров.
Для нашей сегодняшней задачи особенно хорошо подойдёт DriverMax: в базе данных этого приложения можно найти драйвера даже для видеокарт начала 2000-х годов.
Урок: Обновление драйверов для видеокарты с помощью DriverMax Порой определить точную модель видеокарты не получается: даже программы вроде AIDA64 продолжают отображать её как «Стандартный VGA адаптер». В этом случае пригодится ID оборудования, уникальный код, по которому система определяет подключённое устройство. Этот код в большинстве своём определяется корректно, поэтому его тоже можно использовать для поиска драйверов.
Благодаря этим действиям можно получить полноценные драйвера для графического адаптера, которые сделают устройство полноценно работоспособным.
Решения некоторых проблем
Как показывает печальный опыт, нередко попытки найти и установить драйвера для стандартного графического адаптера VGA приводят к тем или иным ошибкам. Рассмотрим самые частые из них.
Не получается определить видеокарту Порой и специальные программы, и «Диспетчер устройств» не могут правильно идентифицировать GPU. Причин этого может быть несколько, но наиболее вероятным представляется аппаратный сбой. Проделайте следующее:
Попробуйте переподключить видеокарту.
Внимание! Процедуру нужно выполнять при выключенном компьютере!
Также по возможности проверьте её на другом компьютере.
Попробуйте подключить карту в другой подходящий разъём, если на вашей материнской плате их несколько.
Проверьте питание ГПУ.
Если плата, слоты и питание заведомо исправны, скорее всего видеокарта вышла из строя. Также не исключено, что у вас подделка или девайс с отвалом чипа, который прогрели.
Не устанавливаются драйвера Если видеокарта вроде идентифицирована корректно, но драйвера на неё отказываются устанавливаться, как и в случае с первой проблемой, самым вероятным вариантом будет выход GPU из строя либо то, что адаптер поддельный. Если проблема касается невозможности установки посредством ПО производителя видеокарты, обратитесь к руководствам далее.
Заключение
Мы предоставили информацию о том, что такое стандартный графический VGA-адаптер и как установить для него драйвера. Как видим, это устройство ни что иное как видеокарта, для которой установлен стандартный драйвер Виндовс.
Стандартный VGA графический адаптер: как найти и скачать драйверы
Не редко, после переустановки Windows в «Диспетчере устройств» вместо названия видеокарты обнаруживается «Стандартный VGA графический адаптер» или «Видеоконтроллер VGA-совместимый». В данной статье мы расскажем, что это такое, а также как найти и скачать драйверы для стандартного VGA адаптера.
Что такое стандартный VGA графический адаптер
«Стандартный VGA графический адаптер» или «Видеоконтроллер VGA-совместимый» — это видеокарта, для которой операционная система Windows не смогла найти подходящий драйвер и использовала стандартный универсальный драйвер для графических адаптеров. С универсальным драйвером видеокарта не может работать на полную мощность и использовать все предусмотренные производителем функции.
Чаще всего пользователи сталкиваются с данной проблемой после переустановки Windows и чаще всего с Windows XP, Windows 7 или со старыми версиями Windows 10 без обновлений. Если устанавливать последнюю версию Windows 10, то данная проблема обычно не наблюдается. Решить проблему можно только установкой подходящего драйвера от производителя видеокарты.
Иногда в системе может наблюдаться несколько стандартных VGA адаптеров. Например, такое случается на ноутбуках со встроенной (Intel, AMD) и дискретной графикой (AMD, NVIDIA). В таких случаях для решения проблемы нужно устанавливать драйверы для обоих этих устройств.
Как найти драйвер для стандартного VGA адаптера
Для того чтобы найти подходящий драйвер для стандартного VGA адаптера нужно знать название видеокарты. Ниже мы рассмотрим два простых способа, с помощью которых можно узнать название видеокарты в данной ситуации.
Один из самых надежных способов – поиск названия видеокарты по ИД. Для этого откройте « Диспетчер устройств » ( Win-R и команда « mmc devmgmt.msc »), кликните правой кнопкой по стандартному VGA адаптеру и откройте « Свойства ».
В результате откроется окно со свойствами выбранного устройства. Здесь нужно перейти на вкладку « Сведения », открыть выпадающий список, выбрать « ИД оборудования » и скопировать верхнюю строку.
После этого нужно перейти на сайт DevID (devid.info/ru), вставить в поиск скопированную строку и нажать « Искать ». В результате сайт должен показать название видеокарты.
Если поиск ничего не находит, то попробуйте скопировать другую строку или выбирать не « ИД оборудования », а « Совместимые ИД ».
Если DevID не может определить модель видеокарты, то можно попробовать другие подобные сайты. Например, поиск по ID устройства таже есть на сайте DriverPack (https://drp.su/ru/catalog).
На сайте DriverPack также можно вставить строку с ID и получить название видеокарты.
Нужно отметить, что на сайтах DevID и DriverPack предлагается сразу скачать драйверы. Лучше скачать драйвер с официального сайта производителя.
Второй вариант – бесплатная программа GPU-Z (www.techpowerup.com/gpuz/). Обычно, данная программа показывает название видеокарты даже в тех случаях, когда в « Диспетчере устройств » указан стандартный VGA-адаптер.
После установки и запуска программы GPU-Z название видеокарты будет указано в самом верху окна, в строке « Name ».
Как скачать драйвер для стандартного VGA адаптера
После того как вы определили название видеокарты, нужно просто зайти на сайт ее производителя и найти подходящий драйвер.
Поиск драйвера на сайте производителя не представляет сложностей. Нужно сначала выбрать тип продукта (Graphics), а потом указать серию видеокарты и ее название.
После выполнения поиска можно будет скачать установочный файл.
Графический адаптер
Видеока́рта (известна также как графи́ческая пла́та, графи́ческая ка́рта, видеоада́птер) (англ. videocard ) — устройство, преобразующее изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора.
Обычно видеокарта является платой расширения и вставляется в разъём расширения, универсальный (ISA, VLB, PCI, PCI-Express) или специализированный (
Современные видеокарты не ограничиваются простым выводом изображения, они имеют встроенный графический микропроцессор, который может производить дополнительную обработку, разгружая от этих задач центральный процессор компьютера. Например, все современные видеокарты NVIDIA и AMD(ATi) поддерживают приложения
Содержание
История
Одним из первых графических адаптеров для IBM PC стал MDA (Monochrome Display Adapter) в 1981 году. Он работал только в текстовом режиме с разрешением 80×25 символов (физически 720×350 точек) и поддерживал пять атрибутов текста: обычный, яркий, инверсный, подчёркнутый и мигающий. Никакой цветовой или графической информации он передавать не мог, и то, какого цвета будут буквы, определялось моделью использовавшегося монитора. Обычно они были чёрно-белыми, янтарными или изумрудными. Фирма Hercules в 1982 году выпустила дальнейшее развитие адаптера MDA, видеоадаптер графическое разрешение 720×348 точек и поддерживал две графические страницы. Но он всё ещё не позволял работать с цветом.
Первой цветной видеокартой стала IBM и ставшая основой для последующих стандартов видеокарт. Она могла работать либо в текстовом режиме с разрешениями 40×25 и 80×25 (матрица символа — 8×8), либо в графическом с разрешениями 320×200 или 640×200. В текстовых режимах доступно 256 атрибутов символа — 16 цветов символа и 16 цветов фона (либо 8 цветов фона и атрибут мигания), в графическом режиме 320×200 было доступно четыре палитры по четыре цвета каждая, режим высокого разрешения 640×200 был монохромным. В развитие этой карты появился
Стоит заметить, что интерфейсы с монитором всех этих типов видеоадаптеров были цифровые, MDA и HGC передавали только светится или не светится точка и дополнительный сигнал яркости для атрибута текста «яркий», аналогично CGA по трём каналам (красный, зелёный, синий) передавал основной видеосигнал, и мог дополнительно передавать сигнал яркости (всего получалось 16 цветов), EGA имел по две линии передачи на каждый из основных цветов, то есть каждый основной цвет мог отображаться с полной яркостью, 2/3, или 1/3 от полной яркости, что и давало в сумме максимум 64 цвета.
В ранних моделях компьютеров от IBM PS/2, появляется новый графический адаптер
Потом IBM пошла ещё дальше и сделала
С 1991 года появилось понятие VBE (VESA BIOS Extention — расширение VESA). SVGA воспринимается как фактический стандарт видеоадаптера где-то с середины 1992 года, после принятия ассоциацией VESA (Video Electronics Standart Association — ассоциация стандартизации видео-электроники) стандарта VBE версии 1.0. До того момента практически все видеоадаптеры SVGA были несовместимы между собой.
Графический пользовательский интерфейс, появившийся во многих операционных системах, стимулировал новый этап развития видеоадаптеров. Появляется понятие «графический ускоритель» (graphics accelerator). Это видеоадаптеры, которые производят выполнение некоторых графических функций на аппаратном уровне. К числу этих функций относятся, перемещение больших блоков изображения из одного участка экрана в другой (например при перемещении окна), заливка участков изображения, рисование линий, дуг, шрифтов, поддержка аппаратного курсора и т. п. Прямым толчком к развитию столь специализированного устройства явилось то, что графический пользовательский интерфейс несомненно удобен, но его использование требует от центрального процессора немалых вычислительных ресурсов, и современный графический ускоритель как раз и призван снять с него львиную долю вычислений по окончательному выводу изображения на экран.
Устройство
Современная видеокарта состоит из следующих частей:
графический процессор (Graphics processing unit — графическое процессорное устройство) — занимается расчётами выводимого изображения, освобождая от этой обязанности центральный процессор, производит расчёты для обработки команд трёхмерной графики. Является основой графической платы, именно от него зависят быстродействие и возможности всего устройства. Современные графические процессоры по сложности мало чем уступают центральному процессору компьютера, и зачастую превосходят его как по числу транзисторов, так и по вычислительной мощности, благодаря большому числу универсальных вычислительных блоков. Однако, архитектура GPU прошлого поколения обычно предполагает наличие нескольких блоков обработки информации, а именно: блок обработки 2D-графики, блок обработки 3D-графики, в свою очередь, обычно разделяющийся на геометрическое ядро (плюс кэш вершин) и блок растеризации (плюс кэш текстур) и др.
видеоконтроллер — отвечает за формирование изображения в видеопамяти, даёт команды RAMDAC на формирование сигналов развёртки для монитора и осуществляет обработку запросов центрального процессора. Кроме этого, обычно присутствуют контроллер внешней шины данных (например, PCI или AGP), контроллер внутренней шины данных и контроллер видеопамяти. Ширина внутренней шины и шины видеопамяти обычно больше, чем внешней (64, 128 или 256 разрядов против 16 или 32), во многие видеоконтроллеры встраивается ещё и RAMDAC. Современные графические адаптеры (ATI, nVidia) обычно имеют не менее двух видеоконтроллеров, работающих независимо друг от друга и управляющих одновременно одним или несколькими дисплеями каждый.
видеопамять — выполняет роль кадрового буфера, в котором хранится изображение, генерируемое и постоянно изменяемое графическим процессором и выводимое на экран монитора (или нескольких мониторов). В видеопамяти хранятся также промежуточные невидимые на экране элементы изображения и другие данные. Видеопамять бывает нескольких типов, различающихся по скорости доступа и рабочей частоте. Современные видеокарты комплектуются памятью типа DDR, DDR2, GDDR4 и
цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП, RAMDAC — Random Access Memory Digital-to-Analog Converter) — служит для преобразования изображения, формируемого видеоконтроллером, в уровни интенсивности цвета, подаваемые на аналоговый монитор. Возможный диапазон цветности изображения определяется только параметрами RAMDAC. Чаще всего RAMDAC имеет четыре основных блока — три цифроаналоговых преобразователя, по одному на каждый цветовой канал (красный, зелёный, синий, RGB), и SRAM для хранения данных о гамма-коррекции. Большинство ЦАП имеют разрядность 8 бит на канал — получается по 256 уровней яркости на каждый основной цвет, что в сумме дает 16,7 млн. цветов (а за счёт гамма-коррекции есть возможность отображать исходные 16,7 млн. цветов в гораздо большее цветовое пространство). Некоторые RAMDAC имеют разрядность по каждому каналу 10 бит (1024 уровня яркости), что позволяет сразу отображать более 1 млрд. цветов, но эта возможность практически не используется. Для поддержки второго монитора часто устанавливают второй ЦАП. Стоит отметить, что мониторы и видеопроекторы, подключаемые к цифровому DVI выходу видеокарты, для преобразования потока цифровых данных используют собственные цифроаналоговые преобразователи и от характеристик ЦАП видеокарты не зависят.
видео-ПЗУ (Video ROM) — постоянное запоминающее устройство, в которое записаны видео-BIOS, экранные шрифты, служебные таблицы и т. п. ПЗУ не используется видеоконтроллером напрямую — к нему обращается только центральный процессор. Хранящийся в ПЗУ видео-BIOS обеспечивает инициализацию и работу видеокарты до загрузки основной операционной системы, а также содержит системные данные, которые могут читаться и интерпретироваться видеодрайвером в процессе работы (в зависимости от применяемого метода разделения ответственности между драйвером и BIOS). На многих современных картах устанавливаются электрически перепрограммируемые ПЗУ (
система охлаждения — предназначена для сохранения температурного режима видеопроцессора и видеопамяти в допустимых пределах.
Правильная и полнофункциональная работа современного графического адаптера обеспечивается с помощью видеодрайвера — специального программного обеспечения, поставляемого производителем видеокарты и загружаемого в процессе запуска операционной системы. Видеодрайвер выполняет функции интерфейса между системой с запущенными в ней приложениями и видеоадаптером. Так же как и видео-BIOS, видеодрайвер организует и программно контролирует работу всех частей видеоадаптера через специальные регистры управления, доступ к которым происходит через соответствующую шину.
Характеристики
ширина шины памяти, измеряется в битах — количество бит информации, передаваемой за такт. Важный параметр в производительности карты.
объём видеопамяти, измеряется в мегабайтах — объём встроенной оперативной памяти видеокарты.
частоты ядра и памяти — измеряются в мегагерцах, чем больше, тем быстрее видеокарта будет обрабатывать информацию.
техпроцесс — технология изготовления основных микросхем видеокарты, указывается характерный размер, измеряемый в нанометрах (нм), современные микросхемы выпускаются по 90, 80, 65, 55 или 40-нм нормам техпроцесса. Чем меньше данный параметр, тем больше элементов можно уместить на кристалле микросхемы.
текстурная и пиксельная скорость заполнения, измеряется в млн. пикселов в секунду, показывает количество выводимой информации в единицу времени.
выводы карты — первоначально видеоадаптер имел всего один разъём VGA (15-контактный D-Sub). В настоящее время платы оснащают одним или двумя разъёмами DVI или Display Port. Порты D-SUB, DVI и USB-концентраторы и иные устройства ввода-вывода. На видеокарте также возможно размещение композитных и
Поколения 3D-ускорителей
Поколения ускорителей в видеокартах можно считать по версии
DirectX 7 — карта не поддерживает шейдеры, все картинки рисуются наложением текстур;
DirectX 8 — поддержка пиксельных шейдеров версий 1.0, 1.1 и 1.2, в DX 8.1 ещё и версию 1.4, поддержка вершинных шейдеров версии 1.0;
DirectX 9 — поддержка пиксельных шейдеров версий 2.0, 2.0a и 2.0b, 3.0;
DirectX 10 — поддержка унифицированных шейдеров версии 4.0;
DirectX 10.1 — поддержка унифицированных шейдеров версии 4.1.
Интерфейс
Первое препятствие к повышению быстродействия видеосистемы — это интерфейс передачи данных, к которому подключён видеоадаптер. Как бы ни был быстр процессор видеоадаптера, большая часть его возможностей останется незадействованной, если не будут обеспечены соответствующие каналы обмена информацией между ним, центральным процессором, оперативной памятью компьютера и дополнительными видеоустройствами. Основным каналом передачи данных является, конечно, интерфейсная шина материнской платы, через которую обеспечивается обмен данными с центральным процессором и оперативной памятью. Самой первой шиной использовавшейся в IBM PC была XT-Bus, она имела разрядность 8 бит данных и 20 бит адреса и работала на частоте 4,77 МГц. Далее появилась шина VLB (VESA Local Bus — локальная шина стандарта VESA). Работая на внешней тактовой частоте процессора, которая составляла от 25 МГц до 50 МГц, и имея разрядность 32 бит, шина VLB обеспечивала пиковую пропускную способность около 130 МиБ/с. Этого уже было более чем достаточно для всех существовавших приложений, помимо этого возможность использования её не только для видеоадаптеров, наличие трёх слотов подключения и обеспечение обратной совместимости с ISA (VLB представляет собой просто ещё один 116 контактный разъём за слотом ISA) гарантировали ей достаточно долгую жизнь и поддержку многими производителями чипсетов для материнских плат, и периферийных устройств, даже несмотря на то, что при частотах 40 МГц и 50 МГц обеспечить работу даже двух устройств подключенных к ней представлялось проблематичным из-за чрезмерно высокой нагрузки на каскады центрального процессора (ведь большинство управляющих цепей шло с VLB на процессор напрямую, безо всякой буферизации). И всё-таки, с учётом того, что не только видеоадаптер стал требовать высокую скорость обмена информацией, и явной невозможности подключения к VLB всех устройств (и необходимостью наличия межплатформенного решения, не ограничивающегося только PC), была разработана шина
С появлением процессоров Intel Pentium II, и серьёзной заявкой PC на принадлежность к рынку высокопроизводительных рабочих станций, а так же с появлением 3D-игр со сложной графикой, стало ясно, что пропускной способности PCI в том виде, в каком она существовала на платформе PC (обычно частота 33 МГц и разрядность 32 бит), скоро не хватит на удовлетворение запросов системы. Поэтому фирма Intel решила сделать отдельную шину для графической подсистемы, несколько модернизировала шину PCI, обеспечила новой получившейся шине отдельный доступ к памяти с поддержкой некоторых специфических запросов видеоадаптеров, и назвала это PCI Express версий 1.0 и 2.0, это последовательный, в отличие от AGP, интерфейс, его пропускная способность может достигать нескольких десятков ГБ/с. На данный момент произошёл практически полный отказ от шины AGP в пользу PCI Express. Однако стоит отметить, что некоторые производители до сих предлагают достаточно современные по своей конструкции видеоплаты с интерфейсами PCI и AGP — во многих случаях это достаточно простой путь резко повысить производительность морально устаревшего ПК в некоторых графических задачах.
Видеопамять
Кроме шины данных, второе узкое место любого видеоадаптера — это пропускная способность (англ. bandwidth ) памяти самого видеоадаптера. Причём, изначально проблема возникла даже не столько из-за скорости обработки видеоданных (это сейчас часто стоит проблема информационного «голода» видеоконтроллера, когда он данные обрабатывает быстрее, чем успевает их читать/писать из/в видеопамять), сколько из-за необходимости доступа к ним со стороны видеопроцессора, центрального процессора и RAMDAC’а. Дело в том, что при высоких разрешениях и большой глубине цвета для отображения страницы экрана на мониторе необходимо прочитать все эти данные из видеопамяти и преобразовать в аналоговый сигнал, который и пойдёт на монитор, столько раз в секунду, сколько кадров в секунду показывает монитор. Возьмём объём одной страницы экрана при разрешении 1024×768 точек и глубине цвета 24 бит (True Color), это составляет 2,25 МиБ. При частоте кадров 75 Гц необходимо считывать эту страницу из памяти видеоадаптера 75 раз в секунду (считываемые пикселы передаются в RAMDAC и он преобразовывает цифровые данные о цвете пиксела в аналоговый сигнал, поступающий на монитор), причём, ни задержаться, ни пропустить пиксел нельзя, следовательно, номинально потребная пропускная способность видеопамяти для данного разрешения составляет приблизительно 170 МиБ/с, и это без учёта того, что необходимо и самому видеоконтроллеру писать и читать данные из этой памяти. Для разрешения 1600x1200x32 бит при той же частоте кадров 75 Гц, номинально потребная пропускная составляет уже 550 МиБ/с, для сравнения, процессор Pentium-2 имел пиковую скорость работы с памятью 528 МиБ/с. Проблему можно было решать двояко — либо использовать специальные типы памяти, которые позволяют одновременно двум устройствам читать из неё, либо ставить очень быструю память. О типах памяти и пойдёт речь ниже.
FPM DRAM (Fast Page Mode Dynamic RAM — динамическое ОЗУ с быстрым страничным доступом) — основной тип видеопамяти, идентичный используемой в системных платах. Использует асинхронный доступ, при котором управляющие сигналы не привязаны жёстко к тактовой частоте системы. Активно применялся примерно до 1996 г.
Matrox и Number Nine, поскольку требует специальных методов доступа и обработки данных. Наличие всего одного производителя данного типа памяти (Samsung) сильно сократило возможности её использования. Видеоадаптеры, построенные с использованием данного типа памяти, не имеют тенденции к падению производительности при установке больших разрешений и частот обновления экрана, на однопортовой же памяти в таких случаях RAMDAC всё большее время занимает шину доступа к видеопамяти и производительность видеоадаптера может сильно упасть.
EDO DRAM (Extended Data Out DRAM — динамическое ОЗУ с расширенным временем удержания данных на выходе) — тип памяти с элементами конвейеризации, позволяющий несколько ускорить обмен блоками данных с видеопамятью приблизительно на 25 %.
DDR SDRAM (Double Data Rate) — вариант SDRAM с передачей данных по двум срезам сигнала, получаем в результате удвоение скорости работы. Дальнейшее развитие пока происходит в виде очередного уплотнения числа пакетов в одном такте шины — DDR2 SDRAM (GDDR2), DDR3 SDRAM (GDDR3) и т.д.
SGRAM (Synchronous Graphics RAM — синхронное графическое ОЗУ) вариант DRAM с синхронным доступом. В принципе, работа SGRAM полностью аналогична SDRAM, но дополнительно поддерживаются ещё некоторые специфические функции, типа блоковой и масочной записи. В отличие от VRAM и WRAM, SGRAM является однопортовой, однако может открывать две страницы памяти как одну, эмулируя двухпортовость других типов видеопамяти.
MDRAM (Multibank DRAM — многобанковое ОЗУ) — вариант DRAM, разработанный фирмой MoSys, организованный в виде множества независимых банков объёмом по 32 КиБ каждый, работающих в конвейерном режиме.