- Свободные географические карты на свободном рабочем столе
- Emerillon
- Marble
- Merkaartor
- Заключение
- Как узнать видеокарту в Linux
- Как посмотреть видеокарту в Linux
- 1. lspci
- 2. lshw
- 3. glxinfo
- 4. hardinfo
- 5. Параметры системы
- Как узнать видео драйвер
- AMD против NVIDIA. Что использовать на Linux?
- Является ли Intel Graphics лучшим выбором для Linux?
- Драйверы для графических процессоров: проприетарные и открытые
- Стоит ли использовать видеокарты Nvidia для Linux?
- AMD – лучший вариант видеокарты для Linux?
- AMD против Nvidia: что лучше для графической коммутации?
- AMD или Nvidia поддерживают Wayland?
- Какая видеокарта лучше всего подходит для Linux: Intel, AMD или Nvidia?
Свободные географические карты на свободном рабочем столе
Интересно попробовать поработать с открытыми картографическими данными. Создание и редактирование отрытых данных может не только оказаться увлекательным, но также поддержит движение за использование бесплатных данных совместно с бесплатным программным обеспечением. Независимо от того, хотите ли вы посмотреть открытые картографические данные, или их отредактировать, в Linux нет недостатка в приложениях, которые хорошо работают с данными в формате OpenStreetMap (OSM). Ниже перечислены некоторые картографические приложения, предназначенные для просмотра и редактирования открытых картографических данных на настольной машине с Linux.
Emerillon
Одной из самых новых программ для просмотра карт для свободного настольного компьютера является приложение Emerillon . Объявленный в октябре прошлого года, проект Emerillon представляет собой разработку простой, открытой и расширяемой программы просмотра карт, которая позволит просматривать открытые картографические данные, вести поиск по картам и «отмечать» на картах места (запоминать), куда в дальнейшем можно будет возвратиться. Несмотря на то, что сам проект является новым, в его названии есть исторические корни. Название имеет двойной смысл, так как Émérillon — это один из видов соколов, когда-то использовавшихся для соколиной охоты, и это название одного из судов французского исследователя Жака Картье (Jacques Cartier).
Emerillon все еще находится на ранней стадии разработки. В проекте еще нет релиза, помеченного как «стабильный», но в начале января появился релиз для разработчиков. Если вас не привлекает компиляция пакетов, то воспользуйтесь пакетом релиза 0.1.0 для Ubuntu 9.10 , который собрал Мэтт Trudel.
Прим.пер.: В конце июня 2010 года была выпущена стабильная версия 0.1.2, рекомендованная большинству пользователей.
Интерфейс понятный и простой, а прорисовка карт очень выразительна. Как только приложение Emerillon будет загружено, просто используйте мышку и перейдите к тому месту, которое вы хотите посмотреть. Увеличивайте или уменьшайте масштаб изображения с помощью колесика мыши, либо с помощью значков «лупы», расположенных в верхней панели. Интерфейс не слишком сложный и вам не понадобится слишком много времени с тем, чтобы начать пользоваться приложением Emerillon. Чтобы получить карты, ручное вмешательство не требуется, т. к. автоматически будут использованы данные OSM. Приложение Emerillon, возможно, несколько медленно прорисовывает карты, но — не очень. Когда выбирается новое место или происходит изменение масштаба изображения, то на это может пойти от пяти до десяти секунд. Возможно, это не так быстро, как в приложении Marble, но приложение Emerillon свою работу выполняет.
Несмотря на относительную новизну проекта, он заслуживает внимание, если единственное требование — стабильный просмотр данных OSM. Это полезная программа просмотра карт, расположения улиц (как стандартная программа просмотра проекта OpenStreetMap), маршрутов общественного транспорта, велосипедных трасс или данных о конкретной местности. Чтобы построить маршрут, нужно скопировать определенное место в Google Maps или в Yahoo! Maps и построить там маршрут. В приложении Emerillon нет возможности печати или экспорта карт.
Большинство функций Emerillon реализуются с помощью плагинов. К настоящему моменту функциональность довольно ограничена, но на странице описания плагинов приведен ряд идей будущего развития — в том числе маршрутизация данных, работа с GPS, а также интеграция с Telepathy , что позволит обмениваться данными о местоположении.
Marble
Приложение Marble является одной из самых известных программ для просмотра карт в Linux. Marble работает с несколькими различными форматами данных, включая OSM, а также с рядом специализированных карт, в том числе с историческими картами начиная с 1700-х годов, спутниковыми изображениями Земли, с картами распределения температур и осадков, и даже с картами Луны и Венеры. Хотя навигационных ценность имеющихся карт 1700-х годов или Венеры несущественна, но с образовательной точки зрения очень важно иметь возможность получить изображение других небесных тел и карт других эпох.
В Marble карты, которые подразделяются по «темам», изображаются по умолчанию в сферической проекции. Пользователи могут переключаться в планарную проекцию или проекцию Меркатора, если это предпочтительно. Если подключены плагины Photos и Wikipedia, то в дополнение к отображению картографических данных, в Marble можно также отображать фотографии, имеющие метку местоположения, или статьи Википедии, связанные с определенным местоположением.
После того, как приложение Marble будет открыто, оно покажет подробное изображение «исходного» («home») местоположения, если пользователь его задал. Это местоположение можно задать, если щелкнуть по карте правой кнопкой мыши и выбрать вариант «Set Home Location» («Установить исходное местоположение»). Навигация по карте осуществляется при помощи нажатия кнопки мыши и перемещения участка карты, а для изменения масштаба конкретных областей карты используйте колесико мыши. Интересны особенности Marble, используемые при поиске местоположения. Когда для поиска используется боковая панель и в ней набирается название города или указывается конкретное местоположение, то изображение сжимается до размеров всей Земли, а затем оно снова разворачивается, показывая найденное местоположение.
Приложение Marble можно использовать для измерения расстояния между двумя точками на земной поверхности: выберите для этого в контекстном меню пункт «measure points» («точки измерения»). Общее расстояние будет отображено поверх изображения карты. Пользователи могут в Marble копировать и распечатывать изображение карт с тем, чтобы затем его где-либо использовать, однако нет какого-либо способа «сохранить» само изображение для его последующего использования.
Само по себе, приложение Marble предназначено в первую очередь для образовательных целей и отображения различных частей земной поверхности. Оно не предназначено для создания маршрутных карт или карт, показывающих уличное движение. Вы можете просматривать навигационные карты, например, OSM Cycle Map , но Marble не покажет направление движения из точки А в точку Б. Однако приложение Marble также поставляется в виде встраиваемого виджета, который можно использовать в других приложениях Qt. Это значит, что Marble можно добавить в любое приложение, в котором нужно отображать картографические данные, и использовать его для рендеринга.
Поскольку Marble уже существует в течение достаточно долгого времени, большинство основных дистрибутивов Linux включают его в свои репозитарии пакетов. Приложение доступно в соответствие с лицензией LGPLv2, а дополнительные карты можно получить с помощью встроенного в KDE диалогового режима «Get Hot New Stuff».
Merkaartor
Если просмотра карт недостаточно, то почему бы не попробовать отредактировать карты? Merkaartor представляет собой приложение, предназначенное для редактирования карт в формате OSM. В действительности, приложение работает с несколькими форматами, а не только с OpenStreetMap. Merkaartor может импортировать данные в форматах OpenStreetMap, GPS Exchange Format, в виде файлов KML , Noni GPSPlot и ряде других. Форматов для экспорта немного меньше — поддерживаются OpenStreetMap, GPS Exchange Format и KML.
Merkaartor откроет любой из поддерживаемых форматов, или загрузит данные из OSM. Есть ограничение на количество данных, которые Merkaartor может загрузить в каждый конкретный момент времени, поэтому может потребоваться несколько попыток с тем, чтобы запросить и получить все необходимые картографические данные. Как только картографические данные будут получены, пользователь может их отредактировать и загрузить на OpenStreetMap (предполагается, что пользователь имеет учетную запись OpenStreetMap).
В результате обеспечивается интересный подход к использованию существующих данных OSM, при котором известно, кто из пользователей загрузил какие данные. Если есть некоторый опыт в редактировании картографических данных, то начать пользоваться приложением Merkaartor будет легко. Приложение не для рядовых пользователей OpenStreetMap, но оно будет ценным инструментом для разработчиков. Для просмотра карт Merkaartor не столь удобен, как приложения Marble или Emerillon, и карты выглядят не столь привлекательно.
Приложение Merkaartor не только работает со стандартными картографическими форматами, с его помощью можно также отображать карты в форматах SVG и Bitmap. Это может оказаться полезным, если вы хотите включить данные в формате OSM в публикации, или просто на скорую руку быстро нарисовать карту и передать ее другому.
Заключение
Было бы неплохо иметь приложение, которое позволило бы просто указать несколько адресов и построить маршрут. Хотя и существует несколько свободных и имеющих открытый код настольных приложений, предназначенных для работы с устройствами GPS или GPS данными, они не слишком интуитивно понятны и с ними не слишком просто начать работу. Состояние с редактированием и просмотром данных OSM в Linux достаточно хорошее, но еще много хотелось бы иметь, когда требуется получить данные о том, как добраться из точки А в точку Б.
Источник
Как узнать видеокарту в Linux
Растущая популярность Linux и основанных на нём игровых платформ, таких как Steam, увеличивает количество выпущенных для этой операционной системы игр с каждым годом. Если вы геймер, то скорее всего уделяете много внимания производительности видеокарты в системе.
Многие из вас, наверное, готовы выложить несколько тысяч рублей за хорошую видеокарту, чтобы добиться максимальной производительности. В этой инструкции я расскажу, как посмотреть информацию о видеокарте и видео драйвере в системе Linux.
Как посмотреть видеокарту в Linux
1. lspci
Видеокарта подключена к материнской плате через PCI слот. Следовательно, вы можете определить видеокарту с помощью консольной утилиты lspci, которая позволяет увидеть все PCI-устройства. Если вы пользуетесь командой lspci в первый раз нужно обновить базу данных PCI-устройств:
Теперь используйте следующую команду, чтобы узнать производителя и название видеокарты:
lspci | grep -E «VGA|3D»
После того как вы узнаете PCI-порт видеокарты, например 1с:00.0, можно получить о ней более подробную информацию:
sudo lspci -v -s 1с:00.0
Здесь мы видим, что производитесь видеокарты Zotac, а в качестве видео драйвера используется nouveau.
2. lshw
Следующий способ узнать информацию о видеокарте — это использовать утилиту lshw.
sudo lshw -c video
Тут мы видим почти те же данные, название модели видеокарты, служебную информацию и используемый видеодрайвер.
3. glxinfo
Информацию про видеокарту можно вывести с помощью glxinfo. Утилита входит в набор программ mesa-utils, поэтому сначала нужно его установить:
sudo apt install mesa-utils
Затем смотрим информацию, здесь она не такая подробная:
Зато glxinfo позволяет посмотреть количество памяти, доступное видеокарте:
glxinfo | egrep -i ‘device|memory’
В данном случае, это модель видеокарты с 3 Гб встроенной памяти.
4. hardinfo
Ещё можно посмотреть информацию о видеокарте в программе Hardinfo. Для установки Hardinfo в Debian, Ubuntu, Linux Mint используйте команду:
sudo apt install hardinfo
Запустить установленную программу можно, выполнив:
Откройте Устройства -> Устройства PCI -> VGA compatible controller, чтобы посмотреть данные о видеокарте:
5. Параметры системы
Утилита Параметры системы в Gnome тоже выводит информацию о процессоре и графической карте. Для этого откройте Сведения о системе -> О приложении:
Как узнать видео драйвер
Чтобы узнать название используемого видеодрайвера, можно запустить lshw:
sudo lshw -c video | grep driver
Имя драйвера находится после строчки driver=имя_драйвера, например noeveau или nvidia. Как я уже писал выше, у меня используется свободный драйвер. Детальную информацию можно посмотреть командой:
Здесь выводится название драйвера, его производитель, а также версия. Для проприетарного драйвера информации может быть меньше, но она будет структурирована похожим образом.
Источник
AMD против NVIDIA. Что использовать на Linux?
Когда дело доходит до выбора быстрой видеокарты, есть два основных варианта: AMD и Nvidia.
Есть несколько факторов, которые выделяют их. В Windows важна скорость – графические процессоры Nvidia, как правило, работают быстрее, чем AMD, но в Linux есть и другие вещи, о которых нужно помнить.
Но что вы должны выбрать для Linux – AMD, Nvidia или может Intel?
Является ли Intel Graphics лучшим выбором для Linux?
Прежде чем сравнивать AMD и Nvidia, стоит рассмотреть ключевую альтернативу.
Единственный поставщик видеокарт, в котором вы можете быть абсолютно уверены, это интегрированная графика Intel. Хотя они могут быть не такими быстрыми, встроенная графика Intel, в последние годы, значительно улучшилась. Плюс, они очень экономичны по сравнению с видеокартами Nvidia или AMD, если у вас ноутбук.
Поддержка Intel доступна из коробки, драйверы полностью открыты для Linux. Многие игры также вполне играбельны, как с дискретными видеокартами. Вы также будете уверены, что Wayland работает.
Драйверы для графических процессоров: проприетарные и открытые
Существует два типа драйверов, которые вы можете установить, чтобы ваши видеокарты работали, а именно: проприетарные драйверы или драйверы с открытым исходным кодом. Хотя у обоих есть и хорошие и плохие стороны, они отличаются, если вы используете видеокарту Nvidia или AMD.
Для достижения наилучших результатов проприетарные драйверы всегда лучше. Но если у вас есть философское возражение против проприетарных драйверов, альтернативы с открытым исходным кодом ждут вас.
Стоит ли использовать видеокарты Nvidia для Linux?
Хотя для Linux существуют открытые и проприетарные драйверы Nvidia, лучшая производительность достигается благодаря проприетарным драйверам. Nouveau, драйвер с открытым исходным кодом для карт Nvidia, дает в целом худшие результаты, чем его аналоги.
Большая часть работы, проделанной Nouveau, осуществляется путем реинжиниринга проприетарного драйвера Nvidia. Это похоже на то, как проект Wine воссоздает среду Windows для запуска таких программ, как Microsoft Office в Linux.
Это имеет свои недостатки, в основном по скорости и совместимости. Проприетарные драйверы Nvidia намного быстрее, чем nouveau, особенно с новыми видеокартами.
Другим недостатком является то, что nouveau не хватает того, что есть у проприетарного драйвера: блокировка. Это позволяет графическому процессору работать быстрее (за счет большей мощности). К сожалению, только несколько графических процессоров Nvidia могут использовать это с установленным nouveau, ни один из них не новый.
Разница в скорости значительна, особенно для новых видеокарт. Некоторые тесты показывают, что проприетарные драйверы могут работать в девять раз быстрее, чем их аналоги с открытым исходным кодом.
AMD – лучший вариант видеокарты для Linux?
По большей части не имеет значения, какие драйверы вы устанавливаете для видеокарт AMD. Они хорошо поддерживаются по всем направлениям, хотя использование драйверов с открытым исходным кодом является предпочтительным методом, фактически, во многих случаях драйверы с открытым исходным кодом (AMDGPU для более новых карт и Radeon для более старых) находятся на одном уровне со своими аналогами или даже быстрее!
По сравнению с драйвером Nvidia с открытым исходным кодом, улучшена поддержка новых видеокарт. Частично это связано с поддержкой AMD сообщества открытого исходного кода, предоставлением документации и рабочей силы для разработки драйверов.
Но в то время, как драйверы AMD с открытым исходным кодом хороши во всех аспектах, ваша производительность все равно будет заметно ниже, чем при использовании видеокарты Nvidia с проприетарными драйверами.
AMD против Nvidia: что лучше для графической коммутации?
Почти все ноутбуки и настольные ПК поставляются с интегрированной графикой Intel. Дискретные графические процессоры от Nvidia и AMD являются доп. опциями для ноутбуков и могут быть добавлены вручную на настольных компьютерах.
Переключение графики – это возможность компьютера выбирать, какой графический процессор использовать. Для основных задач, таких как просмотр веб-страниц и обработка текста, выбран графический процессор Intel. Для игр, редактирования видео и тому подобного используется дискретный графический процессор.
Все проприетарные драйверы Nvidia и AMD для Linux с открытым исходным кодом поддерживают переключение графики.
AMD или Nvidia поддерживают Wayland?
Дисплейный сервер Wayland является неотъемлемой частью разработки Linux и доступен на большинстве основных настольных систем Linux.
Графика AMD и Intel работает с Wayland с использованием открытых и закрытых драйверов. Nvidia – это другая история.
Хотя его развитие ожидается к 2021 году, собственный драйвер Nvidia работает только с реализацией GNOME Wayland.
Композиторам для Wayland требуется специальный API (интерфейс прикладного программирования), реализованный графическим драйвером. API, который используется в настоящее время чаще всего, называется GBM (Generic Buffer Management). Пока вы используете драйвер с открытым исходным кодом (AMDGPU / Radeon / nouveau), Wayland будет работать.
Поскольку собственный драйвер Nvidia использует другой API (EGLStreams), все иначе. Многие композиторы не поддерживают это, рабочий стол GNOME является исключением. Альтернатива, с открытым исходным кодом, также не поддерживает Wayland.
Какая видеокарта лучше всего подходит для Linux: Intel, AMD или Nvidia?
Для настольных компьютеров Linux этот ответ дать намного проще.
Карты Nvidia стоят дороже AMD и имеют преимущество в производительности. Но использование AMD гарантирует превосходную совместимость и выбор надежных драйверов, будь то с открытым исходным кодом или проприетарные, не важно.
То же самое верно для Intel, хотя это решение будет в разы медленнее.
Если вам нужна поддержка Wayland, AMD и Intel – самые надежные варианты. В противном случае, рискните на Nvidia. За эти годы у него не было хороших отношений с Linux, но рост Linux-игр меняет это.
Источник