Что такое env linux

Что такое env linux

Окружение (environment) или среда — это набор пар ПЕРЕМЕННАЯ=ЗНАЧЕНИЕ, доступный каждому пользовательскому процессу. Иными словами, окружение — это набор переменных окружения. Если вы используете оболочку, отличную от bash, то не все примеры этой главы могут быть воспроизведены.

Для того, чтобы посмотреть окружение, просто введите команду env без аргументов. В зависимости от конфигурации системы, вывод env может занять несколько экранов, поэтому лучше сделать так: Или так: Или так:

Переменные окружения могут формироваться как из заглавных, так и из строчных символов, однако исторически сложилось именовать их в верхнем регистре. Мы также не будем отступать от этого неписанного правила.

Про полезность окружения можно говорить долго, но основное его назначение — заставить одни и те же программы работать у разных пользователей по-разному. Приятно, например, когда программа «угадывает» имя пользователя или домашний каталог пользователя. Чаще всего такая информация «добывается» из переменных окружения USER и HOME соответственно.

Значение каждой переменной окружения изначально представляет собой строковую константу (строку). Интерпретация значений переменных полностью возлагается на программу. Иными словами, все переменные окружения имеют тип char*, а само окружение имеет тип char**. Чтобы вывести на экран значение какой-нибудь переменной окружения, достаточно набрать echo $ИМЯ_ПЕРЕМЕННОЙ: Вообще говоря, при работе с оболочкой bash, запись $ИМЯ_ПЕРЕМЕННОЙ заменяется на само значение переменной, если только эта запись не встречается в кавычках, апострофах или в комментариях. В моем случае, например, запись $HOME заменяется на /home/nn. То есть команда mkdir $HOME/mynewdir создаст в моем домашнем каталоге подкаталог mynewdir.

В разных системах и у разных пользователей окружение отличается не только значениями переменных, но и наличием/отсутствием этих переменных. Пользователи, использующие универсальные MUA (Mail User Agent), наподобие Mozilla-mail, Kmail или Sylpheed вряд ли будут иметь в своем окружении (по крайней мере с пользой) переменные MAIL или MAILDIR. А пользователям mutt, pine или elm (с довесками в виде fetchmail/getmail, procmail и проч.) эти переменные жизненно необходимы. Пользователь, не использующий графические оболочки, вряд ли будет иметь в своем окружении переменную QTDIR. Ниже приведены те переменные окружения, которые есть почти у всех пользователей Linux:

  • USER — имя текущего пользователя
  • HOME — путь к домашнему каталогу текущего пользователя
  • PATH — список каталогов, разделенных двоеточиями, в которых производится «поиск» программ
  • PWD — текущий каталог
  • OLDPWD — предыдущий текущий каталог
  • TERM — тип терминала
  • SHELL — текущая командная оболочка

Некоторые переменные окружения имеются не во всех системах, но все-таки требуют упоминания:

  • HOSTNAME — имя машины
  • QTDIR — расположение библиотеки QT
  • MAIL — почтовый ящик
  • LD_LIBRARY_PATH — место «поиска» дополнительных библиотек (см. предыдущую главу)
  • MANPATH — место поиска файлов man-страниц (каталоги, разделенные двоеточием)
  • LANG — язык и кодировка пользователя (иногда LANGUAGE)
  • DISPLAY — текущий дисплей в X11

Помимо переменных окружения, командные оболочки, такие как bash располагают собственным набором пар ПЕРЕМЕННАЯ=ЗНАЧЕНИЕ. Это переменные оболочки. Набор таких переменных называют окружением (или средой) оболочки. Эти переменные чем-то напоминают локальные (стековые) переменные в языке C. Они недоступны для других программ (в том числе и для env) и используются в основном в сценариях оболочки. Чтобы задать переменную оболочки, достаточно написать в командной строке ПЕРЕМЕННАЯ=ЗНАЧЕНИЕ. Однако, при желании, можно включить локальную переменную оболочки в основное окружение. Для этого используется команда export: Можно сделать сразу так: Прежде, чем продолжать дальше, попробуйте поиграться с переменными окружения, чтобы лучше все понять. Выясните экспериментальным путем, чувствительны ли к регистру символов переменные окружения; можно ли использовать в качестве значений переменных окружения строки, содержащие пробелы; если можно, то как?

Теперь разберемся с тем, откуда берется окружение. Любая запущенная и работающая в Linux программа — это процесс. Запуская дважды одну и ту же программу, вы получаете два процесса. У каждого процесса (кроме init) есть свой процесс-родитель. Когда вы набираете в командной строке vim, в системе появляется новый процесс, соотвествующий текстовому редактору vim; родительским процессом здесь будет оболочка (bash, например). Для самой оболочки новый процесс будет дочерним. Мы будем подробно изучать процессы в последующих главах книги. Сейчас же важно одно: новый процесс получает копию родительского окружения. Из этого правила существует несколько исключений, но мы пока об этом говорить не будем. Важно то, что у кажного процесса своя независимая копия окружения, с которой процесс может делать все что угодно. Если процесс завершается, то копия теряется; если процесс породил другой, дочерний процесс, то этот новый процесс получает копию окружения своего родителя. Мы еще неоднократно столкнемся с окружением при изучении многозадачности.

Читайте также:  Flashing windows 10 update

4.2. Массив environ

Теперь, когда мы разобрались, что такое окружение, самое время написать программу для взаимодействия с окружением. Чтобы показать, как это все работает, сначала изобретем велосипед.

В заголовочном файле unistd.h объявлен внешний двумерный массив environ: В этом массиве хранится копия окружения процесса. Точка.

Массив не константный, но я не рекомендую вам изменять его — это опасно (для программы) и является плохим стилем программирования. Для изменения environ есть специальные механизмы, которые мы рассмотрим чуть позже. Уверен, что настоящие будущие хакеры прочитают это и сделают с точностью до «наоборот».

А читать environ нам никто не запрещал. Напишем одноименную программу (environ), которой в качестве аргумента передается имя переменной. Программа будет проверять, существует ли эта переменная в окружении; и если существует, то каково ее значение. Как мы позже узнаем, это можно было бы сделать значительно проще. Но я предупредил: мы изобретаем велосипед. Вот эта программа: А вот Makefile для этой программы (если нужен): Проверяем:

В приведенном примере мы осуществили простой синтаксический анализ массива environ, так как переменные и значения представлены в нем в обычном виде (ПЕРЕМЕННАЯ=ЗНАЧЕНИЕ). К счастью нам больше не придется осуществлять синтаксический разбор массива environ. О настоящем предназначении этого массива будет рассказано в главе, посвященной многозадачности.

4.3. Чтение окружения: getenv()

В заголовочном файле stdlib.h объявлена функция getenv , которая доказывает, что в предыдущем примере мы изобрели велосипед. Ниже приведен адаптированный прототип этой функции.

Функция эта работает очень просто: если в качестве аргумента указано имя существующей переменной окружения, то функция возвращает указатель на строку, содержащую значение этой переменной; если переменная отсутствует, возвращается NULL.

Как видим, функция getenv() позволяет не осуществлять синтаксический разбор environ. Напишем новую программу, которая делает то же, что и предыдущая, только более простым способом. Назовем ее getenv по имени функции — виновника торжества.

4.4. Запись окружения: setenv()

Пришла пора модифицировать окружение! Еще раз напоминаю: каждый процесс получает не доступ к окружению, а копию окружения родительского процесса (в нашем случае это командная оболочка). Чтобы добавить в окружение новую переменную или изменить существующую, используется функция setenv, объявленная в файле stdlib.h. Ниже приведен адаптированный прототип этой функции.

Если хотите узнать, что значит «адаптированный прототип», загляните в /usr/include/stdlib.h на объявления функций getenv() и setenv() и больше не спрашивайте 😉

Функция setenv() устанавливает значение (второй аргумент, value) для переменной окружения (первый аргумент, name). Третий аргумент — это флаг перезаписи. При ненулевом флаге уже существующая переменная перезаписывается, при нулевом флаге переменная, если уже существует, — не перезаписывается. В случае успешного завершения setenv() возвращает нуль (даже если существующая переменная не перезаписалась при overwrite==0). Если в окружении нет места для новой переменной, то setenv() возвращает -1.

Наша новая программа setenv читает из командной строки два аргумента: имя переменной и значение этой переменной. Если переменная не может быть установлена, выводится ошибка, если ошибки не произошло, выводится результат в формате ПЕРЕМЕННАЯ=ЗНАЧЕНИЕ. Вот эта программа:

Изменяя константу FL_OVWR можно несколько изменить поведение программы по отношению к существующим переменным окружения. Еще раз напоминаю: у каждого процесса своя копия окружения, которая уничтожается при завершении процесса. Экспериментируйте!

4.5. Сырая модификация окружения: putenv()

Функция putenv(), объявленная в заголовочном файле stdlib.h вызывается с единственным аргументом — строкой формата ПЕРЕМЕННАЯ=ЗНАЧЕНИЕ или просто ПЕРЕМЕННАЯ. Обычно такие преформатированные строки называют запросами. Если переменная отсутствует, то в окружение добавляется новая запись. Если переменная уже существует, то текущее значение перезаписывается. Если в качестве аргумента фигурирует просто имя переменной, то переменная удаляется из окружения. В случае удачного завершения, putenv() возвращает нуль и -1 — в случае ошибки.

У функции putenv() есть одна особенность: указатель на строку, переданный в качестве аргумента, становится частью окружения. Если в дальнейшем строка будет изменена, будет изменено и окружение. Это очень важный момент, о котором не следует забывать. Ниже приведен адаптированный прототип функции putenv:

Теперь напишем программу, использующую putenv(). Вот она:

Программа немного сложнее тех, что приводились ранее, поэтому разберем все по порядку. Сначала создаем для удобства функцию print_evar (PRINT Environment VARiable), которая будет отражать текущее состояние переменной окружения, переданной в качестве аргумента. В функции main() перво-наперво выделяем в куче (heap) память для буфера, в который будут помещаться запросы; заносим адрес буфера в query_str. Теперь формируем строку, и посылаем запрос в функцию putenv(). Здесь нет ничего необычного. Дальше идет демонстрация того, на чем я акцентировал внимание: простое изменение содержимого памяти по адресу, хранящемуся в query_str приводит к изменению окружения; это видно из вывода функции print_evar(). Наконец, вызываем putenv() со строкой, не содержащей символа ‘=’ (равно). Это запрос на удаление переменной из окружения. Функция print_evar() подтверждает это.

Читайте также:  Использование sysprep windows 10

Хочу заметить, что putenv() поддерживается не всеми версиями Unix. Если нет крайней необходимости, лучше использовать setenv() для пополнения/модификации окружения.

4.6. Удаление переменной окружения: unsetenv()

Функция unsetenv(), объявленная в stdlib.h, удаляет переменную из окружения. Ниже приведен адаптированный прототип этой функции.

Прежде всего хочу обратить внимание на то, что раньше функция unsetenv() ничего не возращала (void). С выходом версии 2.2.2 библиотеки glibc (январь 2001 года) функция стала возвращать int.

Функция unsetenv() использует в качестве аргумента имя переменной окружения. Возвращаемое значение — нуль при удачном завершении и -1 в случае ошибки. Рассмотрим простую программу, которая удаляет переменную окружения USER (. ). Для тех, кто испугался, напоминаю еще один раз: каждый процесс работает с собственной копией окружения, никак не связанной с копиями окружения других процессов, за исключением дочерних процессов, которых у нас нет. Ниже приведен исходный код программы, учитывающий исторические изменения прототипа функции unsetenv().

В программе показан один из самых варварских способов подстроить код под версию библиотеки. Это сделано исключительно для демонстрации двух вариантов unsetenv(). Никогда не делайте так в реальных программах. Намного проще и дешевле (в плане времени), не получая ничего от unsetenv() проверить факт удаления переменной при помощи getenv().

4.7. Очистка окружения: clearenv()

Функция clearenv(), объявленная в заголовочном файле stdlib.h, используется крайне редко для полной очистки окружения. clearenv() поддерживается не всеми версиями Unix. Ниже приведен ее прототип.

При успешном завершении clearenv() возвращает нуль. В случае ошибки возвращается ненулевое значение.

В большинстве случаев вместо clearenv() можно использовать следующую инструкцию:

Источник

Environment variables (Русский)

Переменные окружения — именованные переменные, содержащие текстовую информацию, которую могут использовать запускаемые программы. Такие переменные могут содержать общие настройки системы, параметры графической или командной оболочки, данные о предпочтениях пользователя и многое другое. Значением такой переменной может быть, например, место размещения исполняемых файлов в системе, имя предпочитаемого текстового редактора или настройки системной локали. Новые в Linux пользователи часто находят такой способ хранения настроек неудобным. Однако, переменные окружения позволяют простым и надежным способом передавать настройки сразу для множества приложений.

Contents

Утилиты

Пакет coreutils содержит программы printenv и env . Чтобы отобразить список текущих переменных окружения, используйте printenv , которая отобразит имена и значения каждой переменной окружения:

Программа env может быть использована для запуска команд с указанием нового значения переменной окружения. В следующем примере будет запущен xterm, для которого переменная окружения EDITOR имеет значение vim . Такой вызов не затронет переменную окружения EDITOR в текущем сеансе терминала.

Встроенная в Bash команда set позволяет вам устанавливать значения переменных окружения в текущем сеансе терминала, а также отображать имена и значения переменных окружения текущего сеанса. Для получения дополнительной информации, смотрите документацию по команде set.

Чтобы увидеть переменные окружения конкретных процессов, откройте файл /proc/pid/environ , где pid — числовой идентификатор интересующего процесса. Записи в этом файле отделены друг от друга нулевым байтом ( \x0 ), который обычно не виден в терминале. Вы можете использовать например sed для отображения переменных окружения процесса в более читабельном формате, заменив нулевые байты на переносы строки: sed ‘s:\x0:\n:g’ /proc/$PID/environ

Установка переменных

На системном уровне

Большинство дистрибутивов Linux советуют изменять или добавлять переменные окружения в /etc/profile или других местах. Имейте в виду, что сразу множество файлов могут содержать переменные окружения и переопределять их, вроде /etc/locale.conf . По сути, любой скрипт может быть использован для этого, однако, по принятым в UNIX соглашениям, следует использовать для этого только определенные файлы.

Следующие файлы следует использовать для установки переменных окружения на уровне системы: /etc/profile , /etc/environment и настройки, специфичные для командных оболочек. Каждый из этих файлов имеет свои ограничения, поэтому следует внимательно выбирать тот, который подходит для ваших целей.

  • /etc/environment используется модулем PAM-env. Он не привязан к командным оболочкам, поэтому скрипты или glob-выражения использовать здесь нельзя. Здесь можно указывать только пары имя=значение . Подробнее смотрите pam_env(8) и pam_env.conf(5) .
  • /etc/profile устанавливает переменные только при логине в командные оболочки. Он может запускать любые скрипты в оболочках, совместимых с Bourne shell.
  • Файлы настроек, специфичные для конкретных командных оболочек — глобальные файлы для вашей командной оболочки, инициализирует переменные и запускает скрипты. Например, Bash (Русский)#Файлы настроек или Zsh (Русский)#Файлы Запуска/Завершения.

Ниже приведен пример скрипта, который позволяет добавлять каталог

/bin пользователя в PATH . Чтобы это сделать, просто поместите код в один из системных файлов инициализации окружения ( /etc/profile или /etc/bash.bashrc ):

На уровне пользователя

Вам не всегда нужно будет устанавливать переменные окружения на уровне системы. Например, вы можете добавить ваш каталог /home/пользователь/bin в PATH , однако, не хотите, чтобы это затрагивало других пользователей системы. Переменные окружения пользователя можно устанавливать во многих других файлах:

/.pam_environment пользовательский аналог файла /etc/security/pam_env.conf , который используется модулем PAM-env. Смотрите подробнее в pam_env(8) и pam_env.conf(5) .

Читайте также:  Почему ноутбук не заряжается до 100 процентов windows 10
  • Файлы инициализации командной оболочки, например Bash (Русский)#Файлы настроек или Zsh (Русский)#Файлы Запуска/Завершения.
    • systemd может загружать переменные окружения из

    Например, чтобы добавить каталог в PATH , поместите следующее в

    Чтобы увидеть изменения перезайдите в командную оболочку, либо используйте команду source: $ source

    /.bashrc . Это означает, что, например, активируемые через dbus программы вроде Gnome Files не будут использовать их по умолчанию. Смотрите systemd (Русский)/User (Русский)#Переменные окружения.
    Чтение

    /.pam_environment объявлено устаревшим, и эта возможность будет удалена в будущем.

    Графические приложения

    Чтобы установить переменные окружения для графических приложений, вы можете поместить ваши переменные в xinitrc или в xprofile если используется экранный менеджер, например:

    The factual accuracy of this article or section is disputed.

    /.config/environment.d/ в Wayland-сеансе является поведением, специфичным для GDM. (Discuss in Talk:Environment variables (Русский))

    Приложения, работающие в Wayland, могут использовать systemd user environment variables, так как Wayland не использует Xorg-специфичные файлы:

    Чтобы установить переменные окружения только для определённого приложения вместо целого сеанса, измените .desktop файл этого приложение. Смотрите Desktop entries (Русский)#Изменение переменных среды.

    На уровне сеанса

    Иногда разумно установить переменную окружения только для текущего сеанса. Для этого вы можете создать в своем каталоге скрипт с нужными переменными, который можно будет запустить в любое время с помощью команды source, либо вводить команды для установки переменных окружения самостоятельно, используя команду export, например:

    Примеры

    В этом разделе описываются типовые переменные окружения, используемые в Linux.

    • DE означает имя окружения рабочего стола (Desktop Environment). xdg-open использует это значение для выбора наиболее удобного приложения для открытия файлов, которое предоставляет окружение. Для использования этой возможности может потребоваться установить некоторые пакеты. Для GNOME необходимо установить libgnomeAUR ; в Xfce — exo . Типичные значения переменной окружения: gnome , kde , xfce , lxde и mate .

    Переменная окружения DE должна быть экспортирована перед запуском оконного менеджера, например: Это позволит xdg-open использовать более удобный exo-open, так как он будет полагать, что запущен в Xfce. Используйте exo-preferred-applications для настройки.

    • DESKTOP_SESSION . В среде рабочего стола LXDE, когда у DESKTOP_SESSION установлено значение LXDE , xdg-open будет использовать файловые предпочтения из pcmanfm.
    • PATH содержит список каталогов, разделённых двоеточиями, в которых система ищет исполняемые файлы. Когда обычная команда, например, ls , rc-update или emerge , интерпретируется командной оболочкой (такой как bash или zsh ), оболочка ищет исполняемый файл с указанным именем в этом списке, и, если находит, запускает файл, передав ему указанные аргументы командной строки. Чтобы запускать исполняемые файлы, пути к которым не находятся в PATH , необходимо указывать относительный или абсолютный путь к файлу, например ./a.out или /bin/ls .
    • HOME содержит путь к домашнему каталогу текущего пользователя. Эта переменная может использоваться приложениями для определения расположения файлов настроек пользователя, который их запускает.
    • PWD содержит путь к рабочему каталогу.
    • OLDPWD содержит путь к предыдущему рабочему каталогу, то есть, значение PWD перед последним вызовом cd.
    • TERM содержит тип запущенного терминала, например xterm-256color . Это используется некоторыми программами, которые хотят знать возможности текущего терминала.
    • MAIL содержит путь к каталогу, где сохраняется входящая почта. Обычно имеет значение /var/spool/mail/$LOGNAME .
    • ftp_proxy и http_proxy содержат адреса прокси-серверов для протоколов FTP и HTTP соответственно:
    • MANPATH содержит список каталогов, которые использует man для поиска man-страниц.
    • INFODIR , аналогично MANPATH , содержит список каталогов, в которых команда info производит поиск info-страниц, например /usr/share/info:/usr/local/share/info .
    • TZ может использоваться для установки временной зоны. Доступные временные зоны можно найти в /usr/share/zoneinfo/ , например TZ=»/usr/share/zoneinfo/Europe/Moscow» . When pointing the TZ variable to a zoneinfo file, it should start with a colon per the GNU manual.

    Программы по умолчанию

    • SHELL содержит путь к предпочитаемой командной оболочке текущего пользователя. Имейте в виду, что это не обязательно совпадает с текущей работающей оболочкой, хотя обычно Bash прописывает эту переменную при своём запуске.
    • PAGER указывает команду для запуска программы постраничного просмотра содержимого текстовых файлов, например, /bin/less .
    • EDITOR содержит команду для запуска программы для редактирования текстовых файлов, например /usr/bin/nano . Также можно задать специальную команду, которая будет выбирать редактор в зависимости от окружения, например, gedit в X или nano в терминале, как в этом примере:
    • VISUAL позволяет указать имя продвинутого текстового редактора для более сложных задач, например, редактирования почты. Это могут быть vi , vim, emacs и т. д.
    • BROWSER содержит команду для запуска веб-браузера. Может быть полезно устанавливать это значение в зависимости от наличия графического окружения:

    Использование pam_env

    PAM-модуль pam_env(8) загружает переменные для прописывания в окружение из следующиех файлов: /etc/security/pam_env.conf , /etc/environment и

    • /etc/environment должен содержать только простые пары вида ПЕРЕМЕННАЯ=значение на отдельных строках, наприммер:
    • /etc/security/pam_env.conf и

    /.pam_environment имеют одинаковый формат: @ и @ являются специальными переменными, значение которых берётся из /etc/passwd . Следующий пример показывает, как использовать переменную HOME внутри другой переменной:

    Источник

    Оцените статью